Владимир Путин: На Севморпути перевозчики получат весомые дивиденды

В Архангельске начал свою работу международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Участие в нем приняли председатель правительства РФ Владимир Путин, президент Республики Исландия Олафур Рагнар Гримссон, суверенный князь Монако Альбер II, а также ведущие ученые и эксперты.

Открыл форум президент Русского географического общества Сергей Шойгу. Он отметил, что первый арктический форум, который прошел в прошлом году, подтвердил необходимость создания в России - крупнейшей арктической стране - статусной международной площадки для обсуждения проблем региона.

- Теперь, когда такая площадка создана, мы займемся детальной проработкой международного сотрудничества в Арктике, - заключил Шойгу.

В рамках II Международного Арктического форума прошло обсуждение создания единой национальной транспортно-логистической инфраструктуры и ее важной арктической составляющей. Она включает в себя реализацию таких проектов как "Белкомур", строительство глубоководного морского порта в Архангельске, формирование международных транспортных коридоров, связывающих Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной Америки. А также обновления Севморпути.

Выступая на форуме, Владимир Путин подчеркнул, что закон, который призван урегулировать все вопросы судоходства по Северному морскому пути, может быть принят уже до конца этого года.

- По предварительным оценкам, объем перевозки грузов по Северному морскому пути к концу 2011 года может достигнуть 700 тысяч тонн, - сказал Путин. - Через Арктику лежит кратчайший путь к рынками Европы и Азии. Этот путь на треть короче традиционного южного маршрута. Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государства и частные компании, которые выберут арктический маршрут для перевозок, вне всяких сомнений, получат весомые преимущества и дивиденды.

Премьер также отметил, что для развития Севморпути планируется реализовать целый комплекс мер: развитие существующих портов вдоль магистрали и строительство новых, обновление ледокольного флота, принятие законопроекта о Севморпути и ряд других мер. В числе важнейших задач он назвал формирование инфраструктуры на всей протяженности Севморпути. Здесь речь идет о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий РФ, решении важнейших экономических, социальных задач, создании новых производств и рабочих мест. Планируется расширить действующие порты и построить новые, такие как порт "Варандей" и порт "Саббета" на полуострове Ямал.

Также Владимир Путин предложил посвятить следующий Арктический форум природоохранной тематике.

- При всей суровости образа Арктики, она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете, цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, последствия могут быть чрезвычайно серьезными, - сказал Владимир Путин.

Он напомнил, что Россия, как и обещала, уже приступила к "генеральной уборке Крайнего Севера и российской Арктики".

- В числе первых проектов - очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами, на эти цели из федерального бюджета до 2015 года мы выделяем 2,3 миллиарда рублей - отметил премьер. - Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, а также российские поселки на Шпицбергене.

По словам главы правительства, также будет проведена комплексная оценка экологического состояния еще семи крупных регионов арктической зоны. Путин подчеркнул, что реализация этих проектов позволит разработать уникальные методы восстановления загрязненных территорий.

- Именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, - сказал он.

Об этом на форуме говорили и президент Республики Исландия Олафур Гримссон и суверенный князь Монако Альбер II. Они поддержали идею о развитии природоохранных  и экологических мероприятий в Арктическом секторе.