Он подтянут, предельно собран, рационален. Говорит коротко, но по существу. Хорошо образован, подчеркнуто аккуратен, дорожит своим и чужим временем (интервью началось минута в минуту - точно в назначенное время), и, разумеется, знает себе цену. Наверное, таким и должно быть лицо современного политика федерального уровня, застегнутого на все пуговицы сдержанности и интеллигентности одновременно.
Наш разговор сначала явно не клеился, когда я пыталась вывести его на какие-то светские темы. Но после того как я заговорила о проблемах, связанных с воспитанием и обучением детей, мой собеседник заметно оживился. Оказалось, что он доступен, умеет слушать и, как говорят психологи, "слышать" собеседника.
Таков бывший депутат Законодательного собрания Камчатского края, а ныне член Совета Федерации Федерального Собрания Валерий Пономарев.
"Российская газета": Валерий Андреевич, а что сейчас вообще происходит в школах и детских садах Камчатского края?
Валерий Пономарев: Обучение в средней школе, я бы сказал, начинается задолго до первого школьного звонка. Маленький гражданин нашей страны начинает свой путь в большую жизнь именно тогда, когда переступает порог детского сада. И многое из того, что в него будет заложено именно в детском саду, повлияет на его дальнейшую жизнь. Поэтому проблемы в детских садах нужно решать оперативно и не по остаточному принципу.
В первую очередь необходимо повысить зарплату работникам дошкольных учреждений. Средняя зарплата воспитателя в детском саду на Камчатке едва переваливает за 12 тысяч рублей. Это на грани прожиточного минимума. Молодые специалисты, приходя на работу в дошкольное учреждение, вынуждены снимать квартиру в городе. Если брать хотя бы однокомнатную квартиру в поднаем в Петропавловске-Камчатском, то нужно платить 12 тысяч рублей. Здесь возможны два пути решения проблемы. Разумеется, нужно строить новое муниципальное жилье для молодых специалистов. И такая программа в Камчатском крае начала реально, а не на словах, воплощаться в жизнь с приходом новой команды.
И второй путь, который поможет снизить остроту проблемы, заключается в денежной компенсации за поднаем жилья. Сейчас нужно понять, из каких бюджетных источников будет финансироваться эта программа поддержки молодых специалистов.
Если мы сегодня не решим проблему с педагогическими кадрами в дошкольных учреждениях, то завтра, сколько бы новых детских садов мы ни построили, там некому будет работать.
Еще одна большая проблема у детских садов на Камчатке - это отсутствие достаточного финансирования для проведения ремонта. Срок службы зданий, в которых расположены дошкольные учреждения, большей частью перевалил уже за тридцать лет. Практически все они требуют капитального ремонта. Кроме того, в детских садах не хватает игрушек, около 40 процентов мебели нужно менять на новую и т.п. И для решения этих вопросов я считаю необходимо подключиться камчатскому бизнесу. Социально ответственный бизнес - это прежде всего люди-государственники, занятые в сфере бизнеса, понимающие, что живут они не в вакууме, а в государстве, которому должны служить.
РГ: Прямо-таки служить?
Пономарев: Назовите это другим словом. Суть от этого не меняется.
РГ: А что сделали лично вы, будучи депутатом, для дошкольных учреждений?
Пономарев: Если вкратце, финансировал из своих личных средств ремонт, закупку детских игрушек. Закупил одну детскую площадку. Планирую купить еще две. Ежегодно страхую детей и работников дошкольных учреждений от несчастного случая. В общем, работы хватает.
РГ: Перейдем от темы детских садов к средним общеобразовательным школам. Проблемы, в общем-то, их известны. Может, есть нечто особенное, характерное только для камчатских школ?
Пономарев: Камчатские школы находятся, как известно, в регионе с экстремальными климатическими условиями и естественной изоляции от большой земли. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все сферы деятельности средней школы. В советское время были реализованы проекты строительства школ, к сожалению, адаптированных к климатическим условиям либо Сочи, либо средней полосы. Школьные спортивные площадки у нас не могут функционировать более одного месяца в году по погодным условиям. Поэтому необходимо было строить два спортивных зала, а не один. Детям средней и младшей школы просто негде заниматься, т.к. один спортивный зал всегда занят.
Казалось бы, зимой для занятий беговыми лыжами на Камчатке при школах времени хоть отбавляй. Шесть месяцев в Петропавловске-Камчатском зима, а в более северных районах - так и все восемь. Но именно в Петропавловске-Камчатском лыжную подготовку школьникам организовать не представляется возможным. У многих школ просто нет места для занятий лыжами. Нет нормального лыжного инвентаря. Нет возможности выехать на специальную, подготовленную одну-единственную лыжную базу, которая находится за городом. До нее еще надо доехать. Прошлый губернатор на ее базе построил биатлонный комплекс, но при этом приток детей, занимающихся биатлоном, не увеличился. Лыжный спорт, получается, по-прежнему недоступен для школьников.
Проблема низких зарплат также присуща школам, как и детским садам, особенно у технического персонала. Не хватает учителей физики, математики, географии, физкультуры. Камчатские школы имеют большой процент износа зданий, что требует привлечения огромных денег для ремонта. Молодые специалисты не идут работать в школу из-за низких зарплат и отсутствия возможности получить хотя бы служебное жилье.
РГ: Одним словом, все плохо?
Пономарев: Нет. Плохо было еще четыре года назад, когда об этом говорить даже запрещали. Мало знать проблему и честно о ней говорить. Нужно еще понимать, как ее решить.
РГ: Вы полагаете, у новой административной команды края есть понимание, как решать эти проблемы?
Пономарев: Да, безусловно.
РГ: Хорошо, а что собираетесь делать сейчас, когда ваш статус добрался до федерального уровня? Не бросите своих избирателей?
Пономарев: Нет, их я не брошу. Лишь бы они не бросили меня (смеется). Совместно с коллективом помощников и единомышленников мы разработали и начали реализовывать социальные программы. Во-первых, в двух школах краевой столицы мною профинансирована программа подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы предложили учителям проводить во внеурочное время дополнительную подготовку старшеклассников по обязательным для сдачи на экзаменах предметам: русскому и математике. При условии, что дети в каждом классе будут поделены на две группы: сильных и слабых по успеваемости, с количеством учащихся в группе не более десяти человек.
Детей в слабой группе будут готовить к тому, чтобы они хотя бы сдали экзамены. А дети из сильной группы будут готовиться по более сложной программе с целью поступления в высшее учебное заведение. Два года мы проводили этот, назовем его, эксперимент. Результаты оказались даже лучше, чем мы ожидали. Поэтому сейчас мои помощники разработали программу, сначала для двух десятков школ краевой столицы. В последующем мы будем и дальше наращивать количество школ - участников эксперимента.
РГ: А что вы можете сказать о самом ЕГЭ?
Пономарев: Полагаю, правительство не отменит ЕГЭ. Поэтому исходить нужно из того, чтобы камчатских детей мы максимально эффективно подготовили к сдаче экзаменов. Придали им большую уверенность в себе и своих знаниях. Это, я считаю, в наших силах.
РГ: По подготовке к ЕГЭ вы все очень хорошо сделали, и пусть ваша программа живет и работает. Как вы собираетесь решать проблему с физическим развитием школьников?
Пономарев: Программу физического развития школьников у себя в округе мы уже внедрили. Четвертый год подряд в школах на уроки физкультуры мы приглашаем высококвалифицированных тренеров по единоборствам, которые преподают детям уроки самообороны. Мы разработали программу, рассчитанную на детей со слабым физическим развитием. Кроме элементарных приемов самообороны детям прививают навыки, как, например, безопасно падать, поскользнувшись на льду. Как грамотно вести себя в экстремальной ситуации и т.п. Занятия пользуются большой популярностью у школьников, особенно у девочек. Они даже перестали отлынивать от уроков физкультуры. И главное, приток детей в секции единоборств увеличился почти в два с половиной раза. Вы представьте себе, сколько мальчишек и девчонок мы приобщили к занятиям спортом, привили вкус к здоровому образу жизни?
В ближайшее время планируется осуществление этой программы в масштабах всего края. Около двух десятков школ примут в ней участие. В каждую из этих школ будет закуплено татами. На базе школы будет организована секция занятий единоборствами. Детям из малоимущих семей будет закуплена соответствующая спортивная форма - куртка, штаны, самбовки, если надо. Занятия спортом станут доступны ребенку. Ему не надо будет ездить куда-то далеко, чтобы тренироваться. Все будет рядом. Тренерам и школьным учителям будет оплачиваться проезд для повышения квалификации, а способные дети будут иметь возможность выехать на соревнования за пределы Камчатки.
РГ: И кто это все будет финансировать?
Пономарев: Большую часть расходов, разумеется, придется нести мне. Если мы хотим изменить ситуацию к лучшему, то ее нужно менять доступными тебе способами. А не кивать на трудности и ограничиваться одними правильными призывами.
РГ: А если что-то пойдет не так?
Пономарев: Что значит не так?
РГ: К примеру, трудно себе представить, чтобы с прежним губернатором эти проекты могли воплотиться в жизнь.
Пономарев: Понимаю подтекст вашего вопроса, заданного в русле событий, сопровождавших уход господина Кузьмицкого.
Нынешний губернатор прошел свое становление как управленец именно на Камчатке. Он хорошо знает край. Мы с ним нашли полное взаимопонимание в вопросах реализации социальных программ в Камчатском крае.
РГ; Дай Бог, чтобы все задуманное вами во благо людей получилось.
Пономарев: Уверен, все получится. Вы это скоро увидите сами.