Туманы мешают полярникам найти льдину для дрейфа "СП-39"

Атомоход "Россия" достиг первой цели своего пути: он остановился в 300 метрах от старой льдины, где расположена станция "Северный полюс-38" ("СП-38").

Полярники начали ледовую разведку: с помощью вертолета им предстоит найти подходящий лед, на котором нужно высадить новую станцию - ей присвоят уже 39 порядковый номер. Правда, им сильно мешают туманы, которые при одной из первых разведок сбили с курса ученых, заставив их летать в поисках льдины вовсе не там, где они планировали.

- У нас тут так чисто, что даже мухи никакой нет, - обрадованно толкует полярник, приглашая в кают-компанию "СП-38". - Правда, была моль. Одна. Но мы ее убили.

Станция "Северный полюс" - это два десятка сооружений типа ПДКО - "полярный дом Канаки-Овчинникова". Разработанный советскими инженерами еще для первых высокоширотных экспедиций, полярный домик представляет собой фанерный блок 5 метров в ширину, 2,5 в длину и два метра высотой, утепленный листами пенопласта. Фанерные домики ставят на расстоянии пяти метров друг от друга - иначе, при скученном расположении, их все вместе заметает снегом. Полярники уверяют, что их ненадежные с первого взгляда жилища - куда как теплые, даже в 35-градусный мороз люди не включают обогреватели на полную мощность. Часто бывает,  что зимой домики перемерзают, а весной оттаивают и дают течь: для этого к потолкам полярники навешивают водостоки из скотча, по которым конденсат стекает в подставленные ведра. Впрочем, сохранившаяся популярность этого проекта домов (есть и другие варианты домиков для полярников) связана не с их сомнительным удобством, а с исключительной мобильностью. При перебазировании станции эти домики можно, не разбирая, увезти на новую льдину с помощью снегоходов.

Если станция создается с нуля, то жилые домики строятся в первую очередь - за трое суток, когда полярники могут переночевать на ледоколе. Затем атомоходы оставляют станцию, и на возведение остального лагеря у ученых уходит около двух недель. Они ставят кают-компанию - большой зал из трех типовых домиков, между которыми убирают внутренние переборки. Там располагается камбуз и большая столовая. Строят баню и сауну, в которой за два часа нагоняют температуру до 140 градусов тепла. Весной, когда на Северном полюсе стоят самые суровые холода, полярники строят километровую взлетную полосу для самолета, который прилетает к ним раз в сезон и привозит ученым новое оборудование, продукты, свежую прессу и письма из дома.

Станция "СП-38" за год дрейфа прошла 2900 километров, правда если бы льдина двигалась по прямой, то прошла бы расстояние втрое меньше. Станция придрейфовала к полюсу недоступности, равноудаленному от всех материков, и "прописана" нынче по адресу: 83 градуса северной широты - 153 градуса западной долготы. Приборы в домике у метеоролога выдают ежесекундно погодные условия: например, сейчас - 10 градусов, влажность 90 процентов, скорость ветра 2.4 метра в секунду.

Большую часть оборудования сотрудники станции упаковывают, но домики не разбирают - возможно, их перевезут готовыми на новую льдину для "СП-39".  К примеру, из скважины в домике для гидрографических наблюдений (глубина скважины 2,5 километра) уже извлекли эхолот и сейчас поднимают его антенну, похожую на черный ящик.

- "СП-38" - "Россия". Ответьте, - заговорила рация на станции, ловя волну связи с ледоколом. -  По мере улучшения погодных условий на станцию вылетит вертолет. Внимание, с запада к вам движется большой белый медведь. Как поняли? Медведь идет к вам.

Медведи уже пять раз наведывались к полярникам на "СП-38",  доставляя им отнюдь не приятные хлопоты.

- У белых медведей в Арктике нет естественного врага, - объясняют ученые. - Человек для них - это нерпа на двух ногах, то есть - еда.

Мишек от станции отгоняют собаки или сами ученые - выпуская ракетницы. Правда, кроме медведей, полярникам чаще угрожает сама стихия. К примеру, льдина станции "СП-38" получила множественные переломы - через 11 дней после цунами в Японии в префектуре Фукусима волна дошла до Северного Ледовитого океана и разломала лед так, что полярники даже не стали считать количество трещин. Впрочем, льдины, на которых дрейфует станция, ежегодно разламывает и без цунами.