28.09.2011 23:22
    Поделиться

    Ректор РГСУ: Будь в России ЕГЭ раньше, Ломоносов бы недобрал баллов

    Накануне Дня учителя в гостях у "СОЮЗа" побывал ректор РГСУ Василий Жуков

    В трудные времена особое значение приобретает работа социальных служб - именно им под силу гармонизировать отношения между людьми. Недаром первый в стране университет, обучающий социальным наукам, родился в начале 1990-х годов, в переломный и тяжелый период. Ректор-основатель Российского государственного социального университета Василий Жуков рассказал, как живет крупнейший российский вуз, какие профессии будут наиболее востребованы в нашем будущем и каковы недостатки российского ЕГЭ и белорусского ЦТ...

    - Василий Иванович, вашему университету 20 лет - самый студенческий возраст. Расскажите, какой он был, когда только появился на свет?

    - Наш университет (тогда еще институт) создан в 1991 году. В стране начались радикальные преобразования. А всякий раз, когда происходят резкие перемены, социальное самочувствие населения ухудшается. Уровень жизни падает, наступает апатия, появляются экстремистские настроения, растут настроения протестные. В такие сложные времена чем профессиональнее обслуживаются социальные интересы населения, тем лучше условия для проведения реформ. Университетов, которые готовили бы специалистов социальной сферы, в стране тогда не было. Но идеи, которые выдвинула наша команда, отвечали запросам времени.Начинали с малого: у нас было 586 студентов, не получавших стипендию, 154 преподавателя, не получавших зарплату, и ни одного квадратного сантиметра площадей. Арендовали помещения в школах, занимались с 16 часов до бесконечности. А в это время ректор-организатор, коим я был назначен, ходил по кабинетам и убеждал руководителей -- и небольших, и крупных - оказать содействие. Определился круг дальновидных политиков, которые поняли, что без социального университета не обойтись, и оказали нам помощь и поддержку. В 1994 году институт получил статус университета. Откровенно говоря, до 2000 года РГСУ очень плохо финансировался, но постепенно мы развили платные образовательные услуги, поставили на коммерческие рельсы научно-исследовательскую, издательскую деятельность, стали выигрывать гранты. У нас появились общежития. Все то, что получали от государства либо приобретали сами, мы ремонтировали, доводили полуразрушенные помещения до европейского уровня.

    - У вас много внимания уделяется здоровому образу жизни, этим вы очень напоминаете мировые университеты.

    - Ученый совет принимал непростые решения, ограничивающие доплаты сотрудникам, но позволяющие формировать материальную базу, которой сейчас все восхищаются. У нас свои санатории, базы отдыха, гостиницы. Мы стали не только самым крупным, но и самым "богатым" вузом России.

    - Что все-таки является главным источником процветания Университета?

    - Конечно, главное - это наше студенчество. В прошлом году мы приняли на бюджетное отделение 4122 человека, в этом чуть меньше - 3926 первокурсников. Но зато если в прошлом году на контрактной основе было принято всего 580 человек, то в этом - 1539! В прошлом году у нас средний балл по ЕГЭ был 180, в этом - 216. И это с учетом специальностей, которые не считаются привлекательными.

    - Специальности, которые сейчас "не в моде"? Какие именно?

    - Скажем, социальная педагогика. Подготовка специалистов для работы в учреждениях с детьми с отклонениями развития.

    - А в ваш университет, получается, люди активно идут и на эти непопулярные факультеты. Кто они?

    - Это либо те, у кого в семьях есть братья и сестры, требующие особенного подхода, либо люди, живущие с мыслью о том, что их долг помогать страждущим. Святые люди.

    - Какой у вас конкурс, какой проходной балл по ЕГЭ?

    - На факультеты гуманитарного блока проходной бал высокий - 280-286 и невероятный конкурс. Но есть и специальности, на которые проходной балл намного ниже (но не менее 180). Соответственно, и конкурс на специальности, которые почему-то родителями и детьми считаются непрестижными, ниже. У нас большой естественно-научный блок дисциплин. Это информатика, охрана труда и окружающей среды, социальная экология... Для них нужно сдавать физику, биологию, математику.

    - А с вашей точки зрения, какие специальности самые престижные? Для коммерческого успеха, для денежной карьеры.

    - Самые перспективные - те, где сочетается естественно-научное и гуманитарное знание. А это и есть "социальные специальности". Любая семья знает: дорогу к достойной жизни открывает образование. Но не "доступное", когда можно за 200 долларов получить диплом, а качественное.

    - У вас, я знаю, учатся ярчайшие спортивные звезды.

    - Да, эти люди - национальное достояние. Александр Поветкин, чемпион мира по боксу, за своим третьим высшим пришел в РГСУ. Екатерина Гамова, чемпионка мира по волейболу, выбрала наш факультет журналистики.

    - Интересно, насколько всерьез учатся люди, жизнь которых посвящена спорту?

    - Учатся по индивидуальному учебному плану. Большей частью они получают консультации в режиме интернет-технологий, но экзамены сдают аудиторно. Большой спорт - это каторга. Возьмите художественную гимнастику. Неотразимые спортсменки, само совершенство. Но они все - до 162 сантиметров ростом. Потому что одни достижения ты можешь показать, когда в тебе 160 см, и совсем другие - когда 165. А если твой рост 172? Вот Оля Капранова, чемпионка мира и Европы и студентка РГСУ - ростом 172 см. От нее требуется другой уровень усилий. Потому что 10 сантиметров роста - это наказание. Всего в нашем университете 12 олимпийских чемпионов и 14 международных гроссмейстеров.

    - А сами вы дружите со спортом?

    - Я мужчина "малогабаритный", потому бокс, борьба - неотъемлемая часть жизни. Но поскольку я еще и рафинированный отличник, то и без шахмат обходиться никогда не мог. В школе по поведению у меня были "единицы" (ну, всегда же было кого защищать - то девочек в классе, то голубятню от хулиганов). При этом школу окончил с золотой медалью...

    - А нерадивых студентов отчисляете с легким сердцем или дается тяжело?

    - Это самое неприятное. Если студент не выполняет учебный план - в первую очередь спрос с преподавателей. Если уж приходится отчислять, то причина номер один - это не оценки. Отчисляю молниеносно, если увижу студента с сигаретой. Сразу вывешивается приказ! Они же еще несмышленыши и не понимают, что приказ должен иметь дату и номер, а раз на бумаге нет даты и номера, то это и не документ вовсе, а так, объявление...

    - У РГСУ множество филиалов, и один из лучших - в Минске. В чем его особенность?

    - В Беларуси нас услышали и помогли с открытием быстрее, чем в свое время в Москве. Среда оказалась более благоприятная. Свою роль сыграл и характер отношений наших учителей с Александром Григорьевичем Лукашенко. Я вообще считаю его очень прогрессивным человеком. Его не пришлось долго убеждать, он хорошо понимал, что социальное самочувствие населения - важнейший фактор политической стабильности.

    Минский филиал РГСУ начинался с полуразрушенного здания детского сада. Проблемы решались в "треугольнике": белорусская сторона в рамках Союзного государства, подвижническая деятельность руководителя филиала Сергея Полетаева и некоторое мое участие. В результате построено роскошное здание. Но другая особенность этого филиала более важна. В России не до конца осознается ответственность за будущее детей из русских семей, которые остаются в Прибалтике. И единственный вуз, который доступен для наших соотечественников из стран Балтии, это наш минский филиал.

    - А кто учится в этом филиале - русские или белорусы?

    - У нас так получилось, что учатся все. И русские, и белорусы. Вообще вузы Беларуси не просто сохранили, но и нарастили качество своей высшей школы. Но и в Москве среди студентов РГСУ тоже много белорусских ребят.

    - Как вы оцениваете их школьную подготовку? Лучше, чем у россиян, или хуже?

    -Качество не просто сопоставимо, но часто и лучше. Разгадка - в недавней истории. Наш учитель - скажем, московский, когда стало совсем плохо, массово уходил из школы. Уходил в те сферы, где можно было заработать на жизнь. Вчера был учитель, сегодня - секретарь, если не уборщица. А когда учитель становится секретарем в банке, еще кем-то - то он через 2-3 года в школу уже не вернется. И на смену образованному, благородному учителю в школы зачастую приходили случайные люди. Но это касается крупных городов. А в сельской местности - куда уйдут работать школьные учителя, которым перестали достойно платить? В конце девяностых мы столкнулись с тем, что абитуриенты, приезжающие из провинции, лучше подготовлены, чем ребята из столичных городов. В Беларуси оказалось меньше соблазнов воспользоваться временем, они оказались менее мобильны. И это принесло не вред, а благо.

    - Белорусские студенты поступают в РГСУ на бюджетное отделение или платно?

    - И платно, и "на бюджет". В соответствии с Соглашением между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией, граждане этих государств имеют право поступать в вуз на бюджетной основе.

    - А что скажете про белорусский опыт единого экзамена - Центральное тестирование? Оно лучше, чем наш ЕГЭ?

    - Ни одна система поступления в вузы не совершенна, будь то ЕГЭ или ЦТ. И тот и другой метод недостаточен. Я бы хотел, чтобы на исторический факультет поступал не тот, кто вызубрил даты, а обладающий аналитическим складом ума. Мне интересно услышать, не с какого события началась война 1812 года, а какие она имела социальные последствия. Даже принимая человека на математический факультет, я бы хотел ему задать, например, такой вопрос: "Есть математические формулы поведения пузырька воздуха в жидкости. Скажи, пожалуйста, а два пузырька будут себя вести одинаково или нет?"... В свое время, будь в России ЕГЭ, Королев бы Королевым не стал. А уж тот умник, который пешком шел куда-то, вообще никуда бы не дошел... баллов бы недобрал.

    Поделиться