Регионы отказываются от федеральных субсидий на развитие МСП

В муниципальных бюджетах должны оставаться не 20, а 80% налогов, поступающих от субъектов малого и среднего бизнеса. Только тогда у местных властей появится серьезный стимул заниматься поддержкой "малышей" от предпринимательства.

Такую инициативу президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Борисов выдвинул в ходе работы пятого Калининградского экономического форума. На этом традиционном мероприятии, собравшем представителей бизнес-сообщества, общественных организаций, федеральных, региональных и муниципальных властей, обсуждался "больной" для многих участников форума вопрос: почему миллиарды рублей, которые закладываются в федеральном бюджете на поддержку и развитие "бизнес-малышей", зачастую не доходят до конечных получателей.

Ходить далеко за примером не пришлось. В текущем году минэкономразвития готово было предоставить Калининградской области 211 миллионов федеральных рублей. Регион мог потратить деньги на гранты стартапам, микрофинансовые займы, покрытие лизинговых расходов и финансирование других мероприятий по развитию малого бизнеса. От эксклава требовалось подготовить план этих мероприятий и обеспечить региональное софинансирование - порядка 40 млн рублей. Однако Калининградская область подала заявку только на 30 млн рублей федеральных субсидий. Всего же с учетом регионального софинансирования калининградские "малыши" в этом году могут рассчитывать на 36 млн рублей государственной поддержки.

Программа развития субъектов малого бизнеса действует в нашей стране с 2005 года. Она предполагает двухступенчатую систему реализации: ряд мероприятий, разработанных на федеральном уровне, власти субъекта Федерации должны дополнить и адаптировать к региональным реалиям. "Большинство российских регионов получают финансирование по принципу "80 на 20" - на один региональный рубль мы предоставляем четыре рубля из федерального бюджета, - отмечает заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Виталий Мельников. - Эти условия можно назвать крайне выгодными для субъектов Федерации, поэтому меня удивляет позиция некоторых регионов, которые присылают заявки на минимальные суммы или не участвуют в программе вовсе".

Как предлагает Виталий Мельников, на субсидии, от которых по тем или иным причинам отказались региональные власти, на тех же принципах софинансирования могли бы претендовать муниципалитеты. "В идеале во всех сельских районах и городских округах должны появиться муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, - продолжает представитель минэкономразвития. - Решение, выделять ли начинающему предпринимателю деньги на открытие своего дела, предоставлять ли ему микрофинансовый заем, не должно приниматься в региональном центре. Это прерогатива местных властей".

У председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления и президента Общероссийского конгресса муниципальных образований Степана Киричука иное мнение. "Большинству руководителей сельских поселений некогда думать о развитии малого бизнеса. У них голова забита более насущными проблемами: как выпас скота организовать, как к отопительному сезону подготовиться", - считает Степан Киричук. И добавляет, что муниципалитеты замучились разрабатывать списки не всегда актуальных для них мероприятий. Многие программы развития малого предпринимательства на местах пишутся для галочки, поэтому их эффективность редко оправдывает ожидания федерального центра.

Действительно, в калининградские муниципалитеты и сельские поселения поступает из вышестоящих бюджетов только 970 рублей на человека в год. Похожую картину можно наблюдать в других небогатых российских регионах, бюджеты которых не завязаны на добыче нефти и газа. На эти деньги местные власти должны содержать в порядке дороги, коммунальную инфраструктуру, поддерживать уличное освещение и выполнять множество других функций, которыми муниципальную власть наделил Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Сложно представить, как в невеселую муниципальную арифметику будут вписываться затраты на софинансирование мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса.

Хорошим финансовым стимулом для муниципальных образований может стать новый подход к распределению налогов, поступающих от субъектов малого и среднего бизнеса, между бюджетами всех уровней власти. Пока в муниципалитете оседает только 20% этих доходов, остальные деньги "утекают" в региональную и федеральную казну. "Необходимо отказаться от принципа распределения налогов, при котором муниципальные власти слабо заинтересованы в развитии малых предприятий, - комментирует ситуацию Сергей Борисов. - Сейчас мы добиваемся пересмотра налогового законодательства. В бюджеты городских округов и сельских поселений должно поступать не 20, а 80 процентов доходов, которые приносит государству малый и средний бизнес".