Послу Норвегии вручена нота с требованием освободить судно "Сапфир-2"

Представители МИД России вручили норвежскому послу ноту протеста с требованием немедленно освободить мурманское рыболовное судно "Сапфир-2", задержанное 28 сентября норвежской береговой охраной в "самопровозглашенной" 200-мильной зоне Шпицбергена, которую Россия не признает.

Договор о разграничении Баренцева моря между Россией и Норвегией не помог поставить точку в длящемся десятки лет споре о правилах промысла возле Шпицбергена. Более того, как показало задержание "Сапфира-2", действия норвежской береговой охраны стали более жесткими, чем в предыдущие годы.

Как сообщил Владимир Григорьев, генеральный директор компании "Содружество плюс", этот случай можно считать беспрецедентным. Поводом для задержания послужило то, что судно якобы выбрасывало за борт выловленную рыбу, а это запрещено правилами рыболовства. Однако норвежцы не предъявили капитану "Сапфира-2" никаких доказательств этого нарушения - ни фото, ни видеозаписи, подчеркивает гендиректор "Содружества плюс".

По его словам, норвежские инспектора изъяли не только промысловый, но и судовой журналы, чего раньше никогда не делалось. Более того, норвежцы не допустили на борт траулера российских инспекторов Баренцево-Беломорского территориального управления (ББТУ) Росрыболовства РФ.

- В 20.00 28 сентября старший инспектор норвежской береговой охраны выдал капитану "Сапфира-2" Писаренко предписание о задержании судна и направлении его в порт Тромсе, - рассказал Владимир Григорьев. - Капитан связался с инспекторским судном ББТУ "Анграпа" и получил распоряжение лечь в дрейф и дождаться подхода "Анграпы" для проведения совместной проверки. Увидев, что капитан ведет переговоры, норвежцы постарались отключить все виды связи на судне. На борт "Сапфира-2" дополнительно высадились  восемь норвежских инспекторов, самостоятельно взяли траулер на буксир. Затем судно норвежской береговой охраны "Норд-Кап" поволокло российский траулер в Тромсе.

При этом, по словам Владимира Григорьева, российские инспектора попытались выйти на связь с "Норд-Капом". Норвежские силовики долго не отвечали, а затем заявили, что не намерены допускать на судно инспекторов ББТУ, и увеличили ход до 10 с половиной узлов. "Анграпа" шла следом. Капитан Писаренко даже принял решение нажать кнопку, сигнализирующую о захвате судна террористами. На сигнал начали подходить суда, которые вели промысел неподалеку. Но норвежское промысловое судно, которое тоже оказалось в том районе, не позволило российским траулерам подойти к задержанному "Сапфиру-2".

За три месяца это уже шестой арест российских судов, подчеркивают мурманские рыбопромышленники. При этом норвежская береговая охрана оказывается права далеко не всегда. Российские рыбаки выигрывают едва ли не половину судебных процессов,хотя они в большинстве своем проходят именно в норвежских судах. Например, компания "Содружество плюс" выиграла у норвежской береговой охраны два процесса. Скандинавам пришлось возмещать россиянам расходы, связанные с задержанием. Правда, остаются за скобками процесса затраты от упущенной выгоды - как правило, они соизмеримы с тратами на переход после задержания, топливо, стоянку в порту во время дознания, выплаты экипажу. Возместить эти затраты - крайне сложная юридическая процедура, на которую обычно никто не решается.

Один из самых важных вопросов в подобных разбирательствах - доказательная база. Наиболее надежна видеосъемка. Руководство Союза рыбопромышленников Севера (СРпС) после инцидента с "Сапфиром-2" планирует оборудовать рыболовные суда видеокамерами, которые фиксировали бы все, что происходит на судне в момент проверки. Появилась даже идея снимать сам производственный процесс на борту.

- Мы приглашены на 44-й Всенорвежский съезд рыбаков и хотим там высказать свою тревогу и озабоченность по поводу отсутствия единых мер регулирования промысла в Баренцевом и Норвежском морях, - отметил генеральный директор СРпС Василий Никитин.

прямая речь

Андрей Заика,судовладелец, председатель "Рыбакколхозсоюза" Архангельской области:

- Сегодня полиция должна объявить сумму штрафа, предъявленного траулеру "Сапфир-2", с которым "Рыбакколхозсоюз" либо согласится, либо нет. Во втором случае компании все равно придется внести на судебный депозит сумму, равную штрафу, а потом долго судиться. Правда, судно после этого должно быть отпущено, тогда оно сможет продолжить промысел.

О сумме штрафа пока сказать сложно. Методика штрафов в Норвегии, как правило, основывается на оценке ущерба, который высчитывается по количеству рыбы на борту судна. На момент задержания траулера "Сапфир-2" в его трюмах находилось лишь три тонны выловленной рыбы: за день до инцидента судно произвело отгрузку продукции. Это лишний раз свидетельствует, что действия норвежской инспекции были неадекватны ситуации, а наказание несоизмеримо с нарушением. Не исключаю, что несколько рыбин попали на транспортер в ходе сброса отходов, но технологические издержки всегда были и будут. Случалось и такое, что мешок не с одной тонной рыбы обрывался в море.

Кстати, в Тромсе на борт "Сапфира" не пускали представителей российского посольства и агентства по рыболовству, что мне кажется странным. Поводов к такому отношению экипаж не давал - все 32 человека, входящих в его состав, вели себя корректно.

Сергей Тарасов, начальник Двинского-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству:

- Основополагающим документом рыбопромысловых отношений с Норвегией является договор от 9 февраля 1920 года между этой страной и другими государствами. Россия присоединилась к нему в 1935 году. Тогда между Россией и Норвегией было определено, что все внутренние водные биологические ресурсы, которые находятся в Норвежском и Баренцевом морях, являются единым экологическим запасом.

Тем не менее, в 1977 году Норвегия единолично вносит документ, который якобы устанавливает, что зона вокруг Шпицбергена является некой особо охраняемой зоной. СССР подает ноту протеста по этому заявлению. Согласно договоренности, ни Россия, ни другие страны не рассматривают эту 200-мильную зону как норвежскую. Все наши суда, промышляющие на данном участке, подчиняются законам РФ: закон о рыболовстве, правила вылова рыбы для Северного бассейна и так далее. И все люди на них находятся под защитой нашего государства.