Сегодня кассационная коллегия Краснодарского краевого суда рассмотрела жалобу, поданную защитой Надежды Цапок на вердикт, вынесенный Кущевским районным судом 18 августа. Решением крайсуда приговор главе фирмы "Артекс-Агро", признанной виновной в совершении крупного мошенничества и приговоренной к трем годам колонии общего режима и штрафу в размере 500 тысяч рублей, оставлен без изменения.
Внимание к этому процессу было приковано в связи с громким делом об убийстве 12 человек в станице Кущевской в ноябре минувшего года, по которому сын Надежды Цапок - Сергей - проходит организатором.
В ходе процесса в районном суде ее адвокаты пытались отделить эти уголовные дела друг от друга. Однако, рассказывая о матери, все вокруг непременно вспоминали сына, работавшего до ареста на этой агрофирме. На Кубани она ходила в передовиках, наращивая сельхозпроизводство и получая льготные кредиты. Но вскоре после задержания Сергея Цапка главу семейного предприятия обвинили в том, что, зная об имеющейся налоговой задолженности, она дала указание своим подчиненным изготовить поддельные справки. По ним из бюджета была получена субсидия в размере 15 миллионов 436 тысяч рублей. Эту сумму суд первой инстанции постановил также взыскать как незаконно полученную.
В кассационной жалобе адвокаты назвали вынесенный Кущевским районным судом приговор "незаконным и необоснованным". Они настаивали, что "Артекс-Агро" своевременно оплатила налоги. А вовремя их не перечислили якобы из-за ошибки сотрудника налоговой инспекции, уже ранее осужденной за халатность при работе с документами.
"Поскольку преступление полностью отсутствует, мы просим оправдать Надежду Цапок", - заявил, обращаясь к судебной коллегии Краснодарского краевого суда под председательством Николая Карпенко, адвокат Александр Куюмджи. Второй защитник - Игорь Скрипка - обратил внимание представителей Фемиды на существенную, по его мнению, процессуальную ошибку: судья Виктор Сероштан, вынесший ранее приговор сотруднице налоговой инспекции, не имел права рассматривать уголовное дело Надежды Цапок.
Подсудимая сейчас находится в СИЗО города Армавира и на вопросы суда отвечала в режиме видеоконференции. "Меня посадили за чужие ошибки. Я ни в чем не виновата, - заявила она. - На расчетном счету "Артекс-Агро" было около 20 миллионов рублей, и задолженность в 30 тысяч рублей вообще ничего не составляла для предприятия при миллиардном обороте".
Сначала подсудимая внешне выглядела спокойной, но как только начала говорить, расплакалась: "Я попала в невыносимые условия, будто в аду нахожусь. Неужели так провинилась перед обществом, что нужно было меня в тюрьму упрятать? Я ведь трудилась, предприятие создавала, в числе первых откликнулась на призыв построить современную животноводческую ферму, чтобы людей накормить. Наша продукция расходится по всей стране, за что же сажать меня было?"
В зале заседаний присутствовали супруг и невестка Надежды Цапок. Они следили за каждым ее движением и просили журналистов не закрывать монитор.
По ходатайству защиты суд приобщил к материалам дела медицинские документы о состоянии здоровья подсудимой и информацию о том, что "Артекса-Агро" входил в 300 лучших предприятий страны, а его руководительница была представлена к общественному ордену.
Прокурор Кирилл Борзенцов назвал выводы Кущевского районного суда "мотивированными, а вынесенное наказание соразмерным содеянному". Он попросил кассационную инстанцию оставить приговор без изменений. После этого члены коллеги удалились в совещательную комнату.
Во время их отсутствия приставы разрешили родственникам и журналистам пообщаться с подсудимой. "Я ведь прохожу не как мошенница, а как мать человека, которого все считают убийцей, - сказала Надежда Цапок. - За это меня и судят".
Она пожаловалась на плохие условия содержания в СИЗО, заявила, что ее постоянно переводят из камеры в камеру. В первой было 13 человек, сейчас меньше. Сокамерницы, по словам Надежды Алексеевны, к ней хорошо относятся и даже сочувствуют. А вот медики не реагируют на многочисленные жалобы, говорят, что "до ареста лечиться надо было". "А я все время работала, по докторам не ходила, - сетует Цапок. - Теперь и сахарный диабет, и гипертония, и другие болячки обострились. Благо, хоть лекарства от родных берут".
Когда речь зашла о сыне, ее голос дрогнул: "До сих пор не знаю, где находится Сергей. Все адвокаты, которых мы нанимали, возвращались ни с чем. Говорят, он отказывается от их помощи".
Не верит Надежда в гибель ее старшего сына от рук Вадима Палкина, давшего признательные показания по этому поводу. "Николая заказали совсем другие люди", - заявила она, отвечая на вопрос об убийстве 12 человек в станице Кущевской. При этом собеседница сочувствовать родственникам жертв кровавой драмы не стала.
Монолог матери предполагаемого организатора беспрецедентного по своей жестокости преступления зал слушал молча. Лишь иногда вопросы журналистов прерывали всхлипывания ее супруга Виктора Валерьяновича, стоявшего рядом со своей снохой Анжелой-Марией. Оба замерли, когда в зал вошли члены кассационной коллегии.
Председательствующий Николай Карпенко огласил резолютивную часть решения: оставить без изменения приговор, вынесенный Надежде Цапок судом первой инстанции.
По словам защитников, они намерены обжаловать его дальше. Однако теперь этот приговор считается вступившим в законную силу, поэтому в ближайшее время Надежда Цапок будет этапирована к месту отбывания наказания в колонию общего режима.