Эксперт: Из выставки в хабаровском районном доме культуры вырос музей

Поселок Ванино становится значимым культурным центром региона.

В нем совсем скоро вместе с общественным и школьным музеями начнет работать краеведческий, появится памятник герою Великой Отечественной войны, бывшему заключенному рабочей зоны Ванинского исправительно-трудового лагеря Александру Маринеско.

Понять, принять и сохранить непростую историю поселка при порте на побережье Татарского пролива землякам помогают энтузиасты.

Доклад на "Пояркове"

По неспокойному сентябрьскому Амуру теплоход "Василий Поярков" шел без напряжения, двигатель работал мерно и нешумно. Его ритмичное бормотание потихоньку усыпляло собравшуюся в салоне верхней палубы публику. Там подходил к завершению третий день расширенного заседания президиума Союза музеев России. Участники, руководители самых известных музейных собраний страны во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, устав от смены докладчиков, впечатлений и часовых поясов, подводили дискуссию к логическому финалу. И тут заключительную скороговорку секретаря прервала песня.

- Я помню тот Ванинский порт

И дым пароходов угрюмый,

Как шли мы по трапу на борт

В холодные, мрачные трюмы, - пела звонким, каким-то пионерским голосом темноволосая энергичная женщина.

Ареопаг оторопело улыбнулся.

- Это строчки одной из самых известных и чтимых песен зэков сталинских лагерей, - частила выступающая, стараясь говорить так же изысканно, как только что изъяснялись мэтры, но то и дело сбиваясь на просторечие. - К сожалению, автор первоначального канонического текста песни до сих пор не известен. Есть много разных вариантов текста, но первый куплет всегда неизменен. Через Ванинский транзитно-пересыльный лагерь в период с 1947 по 1952 год прошло около 300-400 тысяч заключенных. Примерно треть из них - политзаключенные. Людская молва увеличила эту цифру до миллиона человек, называла в числе зэков самых различных знаменитых людей. И как же нам в таком месте без музея? Вот я и начала работать.

Столичные гости, ведущие научные сотрудники и министры культуры дальневосточных краев и областей оживились. Рассказ о создании музея в поселке на побережье Охотского моря слушали с явным одобрением.

- Откуда вы ее такую взяли? - тихонько осведомился директор Эрмитажа у министра культуры Хабаровского края Александра Федосова.

- Сама завелась, - ответил тот, подчеркивая в программе имя и должность докладчицы: "заведующая музейно-выставочным сектором дома культуры поселка Ванино Анна Габдрахманова".

Некий Цыплаков

Под музейно-выставочный зал поселковые власти выделили кабинет, в котором около полутора десятков лет назад работал музей порта. Выезжая, портовики вывезли с собой практически все.

- Оставили они нам только стены, - взахлеб рапортовала Анна Васильевна. - Да не голые! Ах, как они себе сейчас локти-то кусают! Осталась на стене живописная картина, на которой изображена бухта Ванино. На раме была прикреплена табличка "Цыплаков. 1952 г." Кто же этот художник? Смешно фамилия звучит как-то.

Первые сведения о художнике Анна нашла в книге А.В. Шашкиной "Ванинская пересылка". Писательница цитировала слова старожила поселка Владимира Черных и давала подлинную фамилию живописца. "Всеволод Александрович Цымпаков, одессит, еврей по национальности, сидел в рабочей зоне, где командиром был лейтенант Конденко. Получил 15 лет за то, что в войну рисовал для оккупантов портреты Гитлера, Геббельса, да и плакаты тоже. Когда наши освободили Одессу, его арестовали".

Анна встретилась с Владимиром Савельевичем. Он рассказал, что сам забирал под расписку заключенного Цымпакова и сопровождал в кабинет главного инженера порта, где художник, глядя в окно, писал портовую панораму.

- Это не единственное произведение, созданное художником в Ванине, - уверена Анна Габдрахманова. - Многие портреты, наверное, и сейчас находятся в частных коллекциях. Когда на пересылку приезжало большое начальство, приходило на концерт в клуб, то Цымпакова переодевали и сажали в первый ряд. Он незаметно делал набросок карандашом, а потом уже в кабинете у главного инженера писал портрет гостя маслом, стараясь успеть к проводам очередного проверяющего.

Владимир Черных рассказал, что несколько картин Цымпакова находятся в музеях разных городов Украины и России. Окрыленная, Анна Васильевна решила узнать о "пересыльном художнике" как можно больше. Благо, в Ванине появился Интернет.

Поиски завершены

- В Интернете я нашла информацию о том, что картины В.А. Цымпакова находятся в коллекции Лебединского художественного музея, - рассказывала Анна. - Обратилась к владельцам сайта с просьбой помочь связаться с музеем, и они разместили мое письмо.

И вот из Украины пришел долгожданный ответ от директора Лебединского городского художественного музея.

- Владимир Кравченко с большим желанием согласился сотрудничать с нашим музеем, - заново переживает радость Анна Габдрахманова. - Он предоставил официальные биографические данные о художнике: "Цымпаков - украинский живописец, родился в 1903 году в Одессе, умер здесь же в 1968 году. Писал портреты и жанровые картины. Участвовал в областных, республиканских и всесоюзных выставках". И далее перечень работ Цымпакова, хранящихся в разных музеях Украины и России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

Кравченко выслал в Ванино и копию письма вдовы художника Матаньи Ильиничны Синани-Цымпаковой.

- В письме приводятся интересные подробности из жизни художника. Но о годах, проведенных в лагерях, здесь нет ни строчки, - уточняет Анна Васильевна.

Настоящим подарком для Габдрахмановой стала находка на сайте Луганского художественного музея картин Цымпакова и его автопортрета, написанного за два года до смерти. Посетители поселкового музея сегодня могут увидеть, как выглядел автор знаменитого ванинского полотна.

Большая польза

Удача с расследованием "дела Цыплакова" легла в основу дальнейшего подвижничества Анны.

- С начала проектирования и особенно строительства Ванинского порта и поселка Ванино, все, что происходило здесь, держалось в секрете. Государственный комитет обороны придавал особое значение строительству, которое осуществлялось в основном силами заключенных нижнеамурских и позже ванинских лагерей. Сегодня далеко не все рассекречено, еще меньше опубликовано, поэтому судить о том времени зачастую можно только пользуясь бесценными воспоминаниями участников тех событий, - убеждена Габдрахманова.

Она готовит экспозиции о том, как шли через ванинскую пересылку этапом на Колыму кинооператор Асис Сандлер, поэт Николай Заболоцкий, писатель Варлам Шаламов. Ищет обладателя боевых наград, которые нашла в куче мусора и принесла в музей жительница поселка Токи Маргарита Набока. Анна Васильевна считает, что делает правильное дело - бережет историю и память. Это если громко говорить о музейной работе. А если тихо, то она уверена - от музея большая польза.

- Вот раньше я кто была? Да никто, даже соседи не знали, как меня зовут. А теперь я в поселке уважаемый человек, - раскрывает свой секрет Анна Габдрахманова. - И не только для меня от музея польза, но и для других наших людей. Вот-вот он заработает, а значит, ставочки дадут.

Прямая речь

Александр Федосов, министр культуры Хабаровского края:

- На территории края сформирована мощная музейная сеть, которая насчитывает 126 музеев - краевых, муниципальных, ведомственных. В их фондах хранится более 800 тысяч экспонатов.

Ведущим является Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова, мы им гордимся. Но все же основу музейной сети составляют муниципальные музеи, в отдаленных районах они становятся центрами притяжения для местных жителей, хранителями исторической памяти народа. Мы уделяем большое внимание развитию и поддержке всей сферы культуры и, в частности, музейного дела. Обновляются экспозиции, расширяются форматы работы музеев, во многих есть выход в Интернет. Четыре учреждения за последние два года переехали в более просторные, отремонтированные помещения.

Цифра

По данным краевой администрации, 126 музеев работают в Хабаровском крае.