Театральный сезон 2011-2012 года начался бурно: с разницей в один-два дня открылись Театр им. Маяковского, МХТ им. Чехова, "Табакерка", РАМТ, "Таганка", Театр Наций, Театр им. Пушкина, Станиславского и далее - по списку.
Громкие скандалы и интригующие кадровые перестановки в московских театрах в конце прошлого сезона временно отошли на второй план. Оживленные лица, первые премьеры, громкие открытия театральных площадок.
Судя по началу, нынешний сезон обещает быть бурным. Уже в начале сентября МХТ им. Чехова выпустил спектакль "Мастер и Маргарита" в постановке венгерского режиссера Яноша Саса, и хотя там пока неразличимы черты ни Мастера (Анатолий Белый), ни Маргариты (Наталья Швец), зато парочка - Воланд (Дмитрий Назаров) и Понтий Пилат (Николай Чиндяйкин) своей массивностью внушает уважение, а декорации Николая Симонова создают прекрасный образ ада нашего времени.
Известный осенний фестиваль - NET - пройдет с 18 по 30 октября. Это будет настоящий триумф Максима Горького. Спектакль Иво ван Хове дает совсем несентиментальный взгляд на пьесу Максима Горького "Дети солнца". А литовец Оскарас Коршуновас, обратившись к "На дне", обнажает новые смыслы хрестоматийной пьесы, ее всеобъемлющее отчаяние и безнадежность.
"Сатирикон", в конце прошлого сезона растревоживший всех своей "Чайкой" в постановке Юрия Бутусова с феерической работой Агрипины Стекловой в роли Нины, 18 октября выпускает новую необычную премьеру. Виктор Рыжаков, известный режиссер, поставивший один из "хитов" прошлого сезона - "Пять вечеров" в "Мастерской Петра Фоменко", готовит "Маленькие трагедии" Пушкина с Константином Райкиным.
Еще одного Булгакова обещают в "Мастерской Петра Фоменко": за "Театральный роман" взялись режиссер Иван Поповски и актер Кирилл Пирогов, но о дате премьеры пока не сообщают.
Особенно любопытно, как будет складываться репертуар в "Маяковке", художественным руководителем которого стал Миндаугас Карбаускис. Он объявил о своем желании взяться за пьесу Островского "Таланты и поклонники".
Сбор гостей на открытии отреставрированного Театра наций напоминал ковровые дорожки то ли "Кинотавра", то ли съезда "Единой России". Политические и театральные звезды, заполнившие монохромный элегантно-серый зал в Петровском переулке, услышали из уст художественного руководителя театра Евгения Миронова громкие анонсы и обещания побед. Известный немецкий режиссер, руководитель берлинского "Шаубюне" Томас Остермайер уже зимой покажет здесь пьесу Августа Стриндберга "Фрекен Жюли", адаптированную по новейшей моде драматургом Михаилом Дурненковым. В спектакле звездный состав - Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд. Другой громкой премьерой театра обещает стать спектакль Андрея Могучего.
В октябре стартуют и два крупных российских фестиваля - "Новый европейский театр" (NET) и "Сезон Станиславского".
Последний привезет легендарного "Гамлета" Эймунтаса Някрошюса с его знаменитой, пылающей яркими огнями, ледяной люстрой.
Рижанин Алвис Херманис, победивший Москву спектаклем "Рассказы Шукшина" в Театре наций, на фестивале представит итальянскую версию своего рижского спектакля "Барышни из Вилко" по рассказу Ярослава Ивашкевича. Говорят, что его красоту невозможно себе вообразить.
Пробегая скороговоркой мимо поэмы Иосифа Бродского "Горбунов и Горчаков", сценический вариант которой будет создавать Евгений Каменькович, сразу обратимся к самой вызывающей "номинации" - на сцене "Современника" состоится театральный дебют известного музыканта и с недавних пор кинорежиссера Гарика Сукачева. На основной сцене "Современника" он репетирует трагикомическую пьесу американца Майкла Пэккера о легендарной панк-группе, о стареющих бунтарях, вынужденных приспосабливаться к жестокому миру шоу-бизнеса.
Не менее ярко выступил другой художник, практически полностью заменив собой усилия драматурга и режиссера. Лидер прошлогодних театральных хит-парадов и рейтингов Александр Шишкин придумал для пьесы Тома Стоппарда в режиссуре Адольфа Шапиро "Рок-н-ролл" изобретательный "железный занавес" - место, в котором живут герои Пражской весны - музыканты, диссиденты, стукачи. Но главный его фокус в том, что эта стена-занавес не стоит, а зависла в воздухе на двух ножках, оставив снизу (!) кусочек неба - воздуха и свободы. Эта премьера в РАМТе продолжила череду просветительских проектов Алексея Бородина и сэра Тома Стоппарда: начав с рассказа о либеральной русской мысли XIX века, они продолжили историей раздавленной советскими танками чешской политической "весны" 1968 года. Познавая урывочками этот постыдный сюжет советско-чехословацких отношений, можно будет также урывочно послушать прекрасную музыку "Вильвет андеграунд", "Роллинг Стоунз", "Дорз" и чешской группы Plastic People of the Universe.
Могучий умеет держать своих поклонников в ожидании неожиданного. Вот и теперь о его новом спектакле известно только то, что он называется Circo Ambulante, а основой оригинальной пьесы стал сюжет о Дон Кихоте. Говорят, что главную роль исполнит Лия Ахеджакова, в других ролях - Альберт Филозов, Ольга Лапшина и прекрасные актеры "Театра.doc", играющие в спектакле "Зажги мой огонь" про Джима Моррисона, Дженис Джоплин и всю нашу нелепую жизнь.
В театре "Современник" нас ждет "ГенАцид" по роману Всеволода Бенигсена в постановке молодого Кирилла Вытоптова и "Осенняя соната" Ингмара Бергмана, которую для Марины Нееловой и Алены Бабенко ставит Екатерина Половцева.