6 октября в прокат вышел фильм "Полночь в Париже" Вуди Аллена - фильм, который способен создать французское настроение порой больше, чем сама Франция.
Фильм прост, идея поверхностна. Но это самый изысканный жанр - дорогая простота, что так ценится в вещах и мире моды, и которого почти не бывает в современном искусстве. Так сделать позволено лишь Вуди Аллену - любой другой в этом фильме сбился бы на фальшь. Главный герой - американец - напарник Джеки Чана, вечный герой американских вестернов и комедий Оуэн Уилсон - полностью меняет амплуа и все свои штампы, представ перед зрителем в роли туриста-романтика. С ним приключается то, о чем каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни - он попадает не в свое время и общается с великими, как с простыми. Как раз накануне в России впервые вышло издание хемингуэевского "Праздника, который всегда с тобой", и те, кто его перечитал, вдруг видят в картине живую иллюстрацию к Хэмингуэю, да и его самого. Поговорить с Бунюэлем, обратиться за творческой консультацией к Гертруде Стайн, увидеть как очаровательная ангел-дьявол Зельма терроризировала своей сопернической ревностью Фитцджеральда... В чем весь Вуди Аллен - в том, что в стилизации ни одного из героев не наблюдается пошлости. Но вершина всего - это Эдриан Броуди в роли Сальвадора Дали и... Тулуз-Лотрек (этот живописатель танцовщиц из кабаре - уже из другой эпохи, куда попадает парочка влюбленных героев). Тулуза-Лотрека во всех фильмах обычно играет один и тот же голливудский... скажем так - "наноактер" - не хочется употреблять слово "карлик". Но в "Полночи..." он такой, каким мне бы, например, хотелось его видеть.
Марион Котийяр в роли несуществующей незнакомки - кто еще точнее может передать парижский флер, как не она, блестяще сыгравшая в другом фильме Эдит Пиаф. Она же проводница не только в мир грез, но и идеи - на самом деле все люди живут в разных эпохах и мирах. Но не это в фильме главное, хотя и хочется так думать. Фильм на самом деле очень личный и интимный, как и Франция, как и Париж... Он о том, что зачастую, волей случая и обстоятельств, многие живут вовсе не с теми людьми. Он о невидимом глазу совпадении, о том сочетании судеб, которое мы не видим в своей жизни сами. И не каждому это поможет увидеть поездка в Париж. Фильм о том состоянии души, которое называется "Полночь в Париже" - именно оно помогает узнать, кто ты на самом деле, приподняться над обывательской суетой, и понять, те ли люди тебя окружают, и тот ли человек самый близкий. И вот тогда уже приходится решать, в какой эпохе жить...
Про Карлу Бруни. Она играет гида, и это настолько органично, что и не мешает, а, если и служит дополнительной рекламой, то лишь для тех, кто падок до личной жизни знаменитостей. Аллен походя, не акцентируя, увидел в ней другое - чего не видел никто прежде, и это тоже - дорогая простота.