Виновных в задержке регулярного авиарейса из-за июньского опоздания на самолет губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева публично так и не назвали, хотя факт нарушения прав пассажиров прокуратура признала.
Скандал разгорелся 8 июня, когда Дмитрий Мезенцев должен был вылететь в Москву для участия в заседании президиума Госсовета, однако задержался на другом заседании - Законодательного собрания Иркутской области, а потом еще подписывая ряд важных, как он сам отмечал, документов. Словом, из-за государственных хлопот высокопоставленный чиновник прибыл в аэропорт почти на час позже официального времени вылета. Все это время самолет не выпускали иркутские диспетчеры, требуя от экипажа дождаться первого лица.
Причина задержки рейса стала широко известна после того, как в интернете была выложена запись переговоров командира экипажа самолета Андрея Литвинова и диспетчера иркутского подразделения Росаэронавигации. Разразился скандал. Интернет-пользователи, не скрывая возмущения обсуждали поступок губернатора. "Меня бы как пассажира мало интересовала причина, по которой он опоздал. Уважения к людям нет, вот в чем дело", - писали в форумах.
Дмирий Мезенцев, комментируя в прессе свое опоздание, поспешил заявить, что сам лично не отдавал приказов о задержке рейса, и особо подчеркнул, что после взлета извинился перед пассажирами по громкой связи и обменялся визитками с командиром экипажа самолета. Губернатор даже заявлял о своем намерении "попить чаю" с храбрым летчиком, однако впоследствии ограничился телефонным разговором. Затем чиновник и вовсе перешел в наступление, потребовав от правоохранительных органов разобраться, "почему сугубо секретные переговоры командира воздушного судна и наземных служб стали так широко известны".
Что же в сухом остатке? По данным "Аэрофлота", претензий со стороны пассажиров не поступало. Тем не менее, Восточно-Сибирская транспортная прокуратура признала незаконной задержку рейса "Иркутск - Москва" авиакомпании "Аэрофлот" из-за опоздания на самолет губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Были направлены предписания, однако в транспортной прокуратуре затруднились оперативно сообщить, кто из административных лиц понес ответственность и какую, сославшись на то, что прошло немало времени. В июне, впрочем, по горячим следам речь шла о традиционном требовании "устранить нарушения", по поводу чего в аэропорту недоумевали: как можно устранить свершившееся несколько недель назад нарушение? Получить оперативный комментарий представителей аэропорта "Иркутск" также не удалось. На вопрос о возможном внутреннем расследовании и оргвыводах по следам ситуации в пресс-службе аэропорта заявили, что не комментируют внутренние разбирательства.
УФСБ по Иркутской области провело проверку по факту распространения фрагмента переговоров командира экипажа и диспетчера, однако не нашло нарушений секретности. Как пояснили в пресс-службе регионального управления ФСБ, подобные переговоры не являются государственной тайной. Соответственно, ловить и наказывать радиолюбителя-перехватчика ведомство не стало. Кстати, о том, что подобные переговоры не являются секретными и не шифруются, а российское законодательство не запрещает слушать открытый эфир, в свое время говорил и председатель Иркутского регионального отделения союза радиолюбителей Сергей Карпов.
Иными словами, скандал ушел в песок. Никто ни в чем не виноват.