Президиум Национальной Академии кинематографических искусств и наук России до конца 2011 года введет новую процедуру формирования российской Оскаровской комиссии. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков прокомментировал это решение.
Российская газета: Никита Сергеевич, в связи с чем возникла данная инициатива?
Никита Михалков: Начнем с того, что работа над новой концепцией формирования Оскаровской комиссии началась не вчера и не позавчера, а еще в начале этого года. Концепция должна была быть представлена к концу 2011 года и с ее помощью мы, кстати, хотели решить одну из проблем комиссии, которую сейчас все припоминают к месту и не к месту - проблему "мертвых душ". Действительно, некоторые представители Оскаровской комиссии, манкировали своими обязанностями и систематично пропускали заседания. Но главная цель реформирования Оскаровской комиссии - выработать четкие, понятные, прозрачные критерии членства. Мне кажется, нам это удалось.
РГ: Какие новые принципы формирования Оскаровской комиссии были предложены?
Михалков: Россия выдвигает фильм в одной номинации - "Лучший фильм на иностранном языке". Получить приз могут только продюсер и режиссер картины. Поэтому логично, если в комиссию будут входить представители именно этих двух профессий - это первый принцип. К сожалению, нет, например, номинации "Лучшая операторская работа в фильме на иностранном языке", поэтому необходимости, скажем, в оценке представителей операторского сообщества нет. Но голоса представителей профсообществ: и операторов, и актеров, и гримеров, делегированы режиссерам и продюсерам, которые "собирают" картину, целостно организуют ее. Второй принцип формирования Оскаровской комиссии тоже вполне логичен и справедлив. Будет правильно, если в Оскаровский комитет войдут кинематографисты, чьи фильмы уже получали или были номинированы на "Оскар", или получали главные призы конкурсных международных кинофестивалей, аккредитованных ФИАПФ, - в прошлом фестивали группы " А". Собственно, уже сформирован список из 29 фамилий. Это, без сомнения, самые талантливые представители кинематографического сообщества, люди, которые формируют облик современного российского кино и представляют его на мировом уровне.
РГ: А можете перечислить имена некоторых из тех, кто вошел в список?
Михалков: Да, конечно. В список вошли такие признанные режиссеры, как дважды номинант на премию "Оскар", Сергей Бодров, обладатель Гран-при ММКФ Георгий Данелия, обладатель "Венецианского льва" Александр Сокуров, обладатель Гран-при Варшавского МКФ Иван Вырыпаев, обладатель двух "Венецианских львов" Андрей Звягинцев, обладатель премии "Оскар" Владимир Меньшов, и другие. Также среди участников продюсер Леонид Верещагин, чьи картины неоднократно номинировались на "Оскар", Игорь Толстунов, чья картина "Вор" претендовала на приз американской Киноакадемии, Андрей Сигле, который продюсировал "Фауста", и многие другие.
Я думаю, не найдется человека, у которого возникнет вопрос о профессиональной компетенции тех, кто представлен в списке. А самое главное, сама процедура попадания в комиссию - абсолютна прозрачна и понятна.
Но при этом 29 человек, представленные в списке, - это те, кто имеет право войти в комиссию. Но право - это не обязанность. И если вдруг кто-то по каким-то своим причинам решит отказаться от участия в работе модернизированной Оскаровской комиссии, то в состав комиссии в 2012 году войдет не 29, а 28, 27... и так далее человек.
РГ: В новый состав комиссии войдут представители "КиноСоюза" - ваши идеологические противники. Насколько вам будет комфортно работать с ними?
Михалков: Я много раз говорил и еще раз повторю - у меня нет врагов и противников. Если я с кем-то и соревнуюсь в этой жизни, то только с самим собой. Все те, кто вошел в список, - уважаемые мной люди, талантливые продюсеры и режиссеры, которые много сделали для развития кино. У нас, возможно, разные взгляды на какие-то вопросы, но это нормально, тем интереснее будет работать. А вообще-то, мне кажется, несправедливым и бесперспективным накачивать видимость противостояния СК РФ и "КиноСоюза". Несправедливо, потому что не равны силы: 5024 человека в СК РФ против 170 в "КиноСоюзе". И бесперспективно - это, на мой взгляд, тоже по той же причине.