Вот о ком спорят до хрипоты, никогда не находя общего знаменателя. Кем был шведский промышленник Рауль Валленберг?
Героем, спасшим тысячи евреев от смерти, или агентом, работавшим на чужую разведку?
Как бы то ни было, его смерть в сталинских застенках вызывает и сочувствие, и желание отыскать истину в затянувшемся споре. Возможно, некий ответ на этот вопрос даст и новый документальный фильм сценариста Сергея Барабанова и режиссера Григория Илгудина "Соло для одиноких сов. Рауль Валленберг".
Это первая серия из четырех, где авторы пытаются проследить судьбы людей, оказавшихся помимо собственной воли тесно связанными с суровыми спецслужбами. Среди остальных героев русский эмигрант Константин Мельник, нежданно возглавивший при де Голле французскую разведку. Хранитель королевских галерей, ученый искусствовед, сэр Энтони Блант - активнейший участник знаменитой "Кембриджской пятерки". И баронесса Будберг-Закревская - некоторые считают, будто это она отравила нашего Максима Горького.
Но пока о Валленберге и о фильме. Картина получилась исключительно удачной. Везунчик и баловень шведской судьбы, банкирский отпрыск и красавец Валленберг в годы войны находит себя. Хитроумнейшими способами он спасает тысячи евреев от верной смерти. В фильме показаны его рискованные уловки, абсолютная смелость, граничащая с вызывающей наглостью, которая только и могла принести спасение обреченным. Шведские документы - подлинные, фальшивые, временные, самые разные - давали возможность уехать, отсрочить отправку в лагерь, дарили жизнь. Валленберг был вхож в круг отвратительных нацистских бонз и даже пил с ними. Чтобы спасти и дать надежду. В одном лишь городе Будапеште ему помогали 400 венгерских добровольцев.
И чтобы чувствовать себя уверенней, Валленберг заручается поддержкой американских спецслужб, попутно, как показано в картине, выполняя некоторые их задания. Да и немцы, тоже откликаются на его просьбы не просто так. Валленберга, далекого от разведки, втягивают в чужие игры. Может быть, сам он даже и не подозревает об этом. Но, эта, уже добавлю от себя, фамилия мелькает в донесении знаменитой "Кембриджской пятерки". Во время приезда шведской делегации на торговые переговоры в Лондон идет разговор и о сепаратных переговорах с немцами. Теми, что против Гитлера, и в случае заключения мира с западными союзниками, готовы повернуть всю мощь своей еще до конца не разбитой армии против СССР. Филби и его друзья извещают об этом московский Центр, переговоры сорваны. Но знает ли Валленберг, что он уже под колпаком у другой разведки? И что мало вещей в мире могли разозлить Сталина так, как помощь в организации переговоров со злейшим врагом за его спиной. Кстати, после смерти вождя в его сейфе среди немногих бумаг обнаруживают документы, связанные с Валленбергом.
Но вот Будапешт взят, а Валленберг задержан СМЕРШем и переправлен в Москву. А там: Лубянка, допросы без его признаний, непонятная инертность шведского посла, променявшего хорошие отношения со Сталиным на заботу о своем соотечественнике. И, как результат, исчезновение и смерть Валленберга.
Фильм снят не в однообразном черно-белом тоне. Кто он, Валленберг? Вывод делать зрителю. Он бесспорный герой с точки зрения одних. И государственный преступник, если судить с иной позиции. Но ясно одно. Человек, сделавший столько для спасения человеческих жизней, не должен был сгинуть вот так, фактически без следа в застенке. После показа разгорелась оживленнейшая дискуссия. И не было ей конца. Потому что, взгляды на "Дело Валленберга" не совпадают и не могут совпасть. Они наводят на размышления - глубокие, философские. А раз так, "задача авторов фильма выполнена", - сказал мне Сергей Барабанов.