Рост индекса потребительских цен на продукты и медленное увеличение доходов населения может помешать увеличению объема продаж российских ритейлеров в ближайшие годы, говорится в сообщении международного рейтингового агентства Moody's.
"В ближайшие два-три года прибыльность российских продовольственных ритейлеров, вероятно, останется на уровне показателя по итогам первых девяти месяцев 2011 года из-за высокого уровня конкуренции и "затягивания поясов" потребителями", - приводятся в релизе слова аналитика агентства по корпоративным финансам - помощника вице-президента агентства Сергея Гришунина.
Как и в период рецессии 2009 года ритейлеры с большой долей дискаунтеров, такие как X5 Retail Group, "Магнит" и "Дикси" , продолжат демонстрировать более стабильные показатели, чем компании, работающие в других ритейл-форматах.
В частности, Moody's ожидает, что X5 Retail Group и "Магнит" в 2011 году нарастят выручку на 30-40% благодаря агрессивной стратегии экспансии.
Продолжится консолидация местных рынков - прежде всего на фоне желания ритейлеров расширять региональные сети, возможности покупки ими небольших "проблемных" ритейлеров по низкой цене, а также способности улучшать условия сотрудничества с поставщиками и кредиторами.
Moody's также ожидает, что темпы инвестиций международных компаний розничной торговли в Россию останутся медленными из-за инвестиционного климата в стране, несмотря на то, что крупные розничные компании, такие как Auchan, Suomen Osuuskauppojen Keskuskunta и Metro AG имеют представительства в РФ, другие (к примеру, Carrefour SA) ушли с рынка.
"Мы ожидаем быстрого роста розничного формата для супермаркетов и гипермаркетов - такие торговые площади более 2,5 тысячи квадратных метров в основном расположены в регионах за пределами крупных городов РФ. Этот формат позволяет розничным предприятиям продавать продукцию по более низким ценам из-за экономии за счет масштаба, а также обеспечивать удобства", - говорится в сообщении.
Розничные компании получают более высокую прибыль за счет продаж товаров под собственными марками и собственного производства товаров и оказания услуг.
"Таким образом, мы ожидаем продолжения роста за счет собственных марок, производства полуфабрикатов и готовых блюд", - считают аналитики Moody's, отмечая, однако, что развитие таких направлений может потребовать дополнительных капвложений, которые, в свою очередь, могут негативно сказаться на финансовых показателях компаний.