18.10.2011 23:00
    Поделиться

    Подходной канал к "Бронке" подведут к концу 2014 года

    Порт - очень лакомый кусок для бизнеса и стратегический объект для государства. Структуры, которые сегодня контролируют крупнейшие российские порты, как правило, имеют влиятельных покровителей на самом высоком уровне и не приветствуют появление в этой сфере новых игроков. Свежий тому пример - туманная во всех смыслах слова ситуация вокруг Многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) "Бронка".

    В активе

    Говоря о проекте "Бронка", очень трудно избежать некоторой патетики. Даже из уст технарей-аналитиков звучат слова о том, что проект имеет стратегическое значение для развития всей транспортной и портовой инфраструктуры России.

    ММПК "Бронка" задуман как аванпорт Большого порта Санкт-Петербург (БПСП), способный принимать самые крупные современные контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar. Для этого к новому грузовому району БПСП к концу 2014 года планируется подвести подходной канал длиной 6,4 км, глубиной 14,4 м и шириной 185 м. (Глубина существующего Морского канала БПСП - 11 м, что делает невозможным прием крупнотоннажных судов.)

    Новый порт будет включать в себя три специализированных комплекса - это современные высокотехнологические терминалы по обработке контейнерных и накатных грузов и логистический центр. Суммарный грузооборот МППК "Бронка" в перспективе может достичь 22 млн тонн контейнерных и накатных грузов в год.

    В данный момент объект находится на стадии строительства. Ведутся работы по намыву территорий, в частности обвалована территория первого пускового комплекса, сформирована дамба протяженностью около 1 км, и проведены работы по устройству временного берегоукрепления ее внешней стороны. Выполнен весь спектр подготовительных мероприятий для проведения дноуглубительных работ. Закончено устройство свайного основания на причале N3. Работы по устройству причала N4 планируется закончить к 1 ноября 2011 года. Закуплен и доставлен на строительную площадку шпунт для строительства причалов N 5 и N6. Работы по устройству свайного основания данных причалов планируется начать 24 октября 2011 г. Всего в ходе строительства планируется намыть около 2 млн кубометров грунта.

    Специалисты положительно оценивают и транспортную составляющую будущего порта. "Бронка" находится в непосредственной близости от кольцевой автодороги и автодороги А-120. Это позволит обеспечить выход на основные магистрали, минуя улично-дорожную сеть города. Проектирование автомобильной развязки, соединяющей территорию ММПК "Бронка" с кольцевой автодорогой, уже закончено. Ее строительство, на которое из федерального бюджета предполагается выделить около 2 млрд рублей, должно быть завершено к концу 2012 года.

    К моменту запуска терминала в эксплуатацию будет модернизирована станция "Бронка" и выполнен ряд других необходимых работ, что обеспечит перевозку ж/д транспортом 90 тысяч контейнеров в год. Объем инвестиций для подключения ММПК "Бронка" к сети железных дорог составит порядка 1,9 млрд рублей.

    Опасения

    Проект имеет стратегическое значение. Однако конкуренцию никто не отменял. Вот и волнуются те, кому, наверное, и стоит волноваться. Дело в том, что появление порта "Бронка" может существенно изменить карту грузопотоков всего Северо-Западного региона. Поэтому срыв сроков реализации этого проекта, как говорится, только на руку как представителям портовой индустрии Петербурга, так и финским и прибалтийским портовикам.

    А затормозить проект могут административные, финансовые, политические и иные причины. И все они могут быть созданы влиятельными лоббистами, представляющими интересы конкурентов.

    Среди конкурентов "Бронки" называют прежде всего крупнейших стивидоров в БПСП: Первый контейнерный терминал (ПКТ) и Петролеспорт (ПЛП), а также Морской торговый порт Усть-Луга. Есть еще порт Мурманск, в который сейчас пытаются вдохнуть новую жизнь, выделяя значительное федеральное финансирование на создание там новых мощностей.

    Несмотря на то что портовый бизнес является достаточно закрытой сферой деятельности, имена основных конкурентов, которые могут повлиять или влияют на судьбу порта, хорошо известны, только не афишируются. Мы тоже уйдем от этого и приведем лишь некоторые выводы и наиболее квалифицированные наблюдения тех экспертов, кто внимательно с самого начал следит за судьбой строящегося порта.

    Как уже отмечалось выше, ММПК "Бронка" имеет хорошую транспортную инфраструктуру и существенные резервы для развития. Это факт, с которым спорить нет смысла. А вот ПЛП и ПКТ, по мнению экспертов, таких резервов не имеют, т.к. находятся в плотно застроенной части старого порта. Сами компании, естественно, пытаются наращивать объемы перевалки грузов, но для этого, если не принимать во внимание исчерпанную пропускную способность транспортной сети, нужны средства. Но где их взять, если рядом строится "Бронка" - проект, куда более привлекательный для инвесторов? А ведь это отражается и на стоимости бизнеса ...

    Усть-Луга... Эксперты считают этот порт сильным проектом по перевалке и обработке нефтеналивных и угольных грузов. Что же касается контейнерных и накатных перевозок, то с этим сложнее. Находясь на расстоянии 150 км от города и не имея необходимой транспортной инфраструктуры, трудно стать экономически привлекательным объектом в данном сегменте рынка. А будет "Бронка", что говорить тогда?

    Что касается Мурманска... Главными потребителями контейнерных и накатных грузов являются Санкт-Петербург и Москва. В этой связи из Мурманска, попросту говоря, долго и дорого возить.

    Так вот, тем же специалистам, которым очевидны преимущества и важность проекта "Бронка", не менее очевидными кажутся сегодня и "неожиданные" трудности, возникающие в процессе его реализации. Недавно, например, выяснилось, что при разработке федеральной инвестпрограммы на период 2011-2013 годов "Бронку" банально "забыли", в то время как финансирование других менее перспективных объектов осуществляется в полном объеме. Откуда такая забывчивость? Может быть, кто-то "посодействовал"?

    К тому же прибалтийские порты, разумеется, не хотят сдавать свои позиции и делить грузопоток с серьезным конкурентом. Это, конечно, отдельная тема, но вполне вписывающаяся в контекст перспективы "как бы нам самим не остаться без портов". Очень нужных и стратегически важных.

    Поделиться