Александр Салаев: Петербургу нужно вернуть статус мирового образовательного центра

Санкт-Петербургу необходимо вернуть статус мирового образовательного центра, считает депутат Александр Салаев, автор проекта "Невская перспектива - 2025".

Тридцать-сорок лет назад Петербург был известен не только как культурная столица, но и как сильнейший образовательный центр. По всей стране ценились молодые специалисты, получившие образование именно в Ленинграде, диплом любого ленинградского вуза становился настоящей путевкой в жизнь. Этот образ не утрачен окончательно: до сих пор устойчивы понятия "ленинградская филологическая школа", "ленинградская школа физики", а имена Лихачева, Иоффе, Алферова, Линника, Фадеева, Горынина, Смирнова, Перельмана прочно ассоциируются с Северной столицей.

Одну из моделей реорганизации существующей системы предлагает депутат петербургского Законодательного собрания Александр Салаев. Его проект "Невская перспектива - 2025" направлен на решение проблем образования в контексте общего развития города. По мнению Александра Салаева, Петербург должен развиваться по полицентричной схеме - в виде череды городских образований, организованных вокруг своих систем бизнес- и технопарков, связанных между собой линиями коммуникаций, но каждое - в своем естественном природном окружении. Так, развиваясь по кластерному типу, город должен естественным образом вспомнить о том, что подготовка кадров - важная часть полицентричной модели развития современного мегаполиса.

- Существующая традиционная модель образования слишком статична, она ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации. Эта модель, будучи по преимуществу закрытой, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям изменяющегося мира, - говорит Александр Салаев. - С одной стороны, рост количества неконкурентоспособных петербургских вузов, с другой - острый недостаток квалифицированных специалистов в самых разных отраслях экономики и жизнедеятельности города. Назрели не только содержательные перемены, требуются и организационно-структурные преобразования в системе подготовки специалистов, а также поиск новых форм и методик на всех этапах этой работы: довузовской, вузовской и послевузовской.

По мнению депутата, модель будущего предполагает образование, доступное из любой точки земного шара. Это касается и востребованности диплома вуза, и возможности доступа к передовым коммуникациям дистанционного обучения. Также жителей современного мегаполиса не должно смущать понятие "образование через всю жизнь". И самое главное, образование без отрыва от производства, постоянное планомерное повышение квалификации специалистов должно стать нормой жизни.

- Таким образом, мы приходим к выводу, что достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (каждодневное обогащение творческого капитала личности) возможно только в кластерной среде. И снова задаемся вопросом разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг. Ибо существующие структура и качество профессионального образования не только противоречат задачам социального и экономического развития Петербурга, но и зачастую вредят ему, - резюмирует Александр Салаев. - Инновационная инфраструктура высшего учебного заведения нового типа - это совокупность субъектов, которые производят новые знания, преобразуют их в новые продукты и услуги, но самое главное, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Только так мы воспитаем в обществе уверенность в своем будущем, поможем осознать стабильные перспективы. Кроме того, только так станет возможно регулировать и прогнозировать спрос на профессии, родители смогут быть уверены в выборе специальности для своих детей, в их дальнейшей востребованности на рынке труда и успехе в жизни. К этому нужно и можно стремиться.

Иначе Петербург будет регулярно получать невостребованных, неприкаянных с точки зрения дальнейшего трудоустройства журналистов, юристов, экономистов, которых в огромных количествах ежегодно плодят питерские вузы.

Разработчики программы обращают внимание на нелогичное для Санкт-Петербурга положение на рынке труда. В десятку самых востребованных профессий не входит ни одна, напрямую связанная с созданием чего-либо стоящего и ценного. Зато сплошь и рядом требуется обслуживающий персонал - организаторы, учетчики, контролеры, продавцы.

Программа "Невская перспектива - 2025" разделяет инновационную инфраструктуру вуза на несколько составляющих. Прежде всего, это информационные центры: средства массовой информации, специализированные выставки, конференции, каталоги, базы данных, центры изучения спроса и конъюнктуры рынка, Интернет, библиотеки. Важное место в системе нового вуза должно отводиться так называемым посредникам - консультационным центрам, в том числе юридическим и патентно-лицензионным. К финансово-кредитной инфраструктуре относятся бюджетные и внебюджетные фонды поддержки науки, коммерческие банки и частные инвесторы. Организационные структуры поддержки - это подразделения органов государственного и местного управления, академии, государственные научные центры, технопарки.

- Собственно инфраструктура научных и университетских комплексов требует отдельного разговора, вернее, отдельных специально выделенных на эти цели территорий. Например, путем все той же пресловутой демилитаризации неэффективно используемых полигонов, висящих на балансе минобороны, - отмечает Александр Салаев. - Чтобы новые "научные" районы города были не деструктивной малоимущей частью Петербурга (у нас же принято так: раз преподаватель, ученый или, еще хуже, студент, то обязательно нищий), а сгустками творческой энергии. В научных центрах также нужно создавать городскую среду с высоким уровнем качества жизни, а это обеспечивают только высокотехнологичные рабочие места и высокий уровень заработной платы. Кроме того, не стоит забывать и про связь педагогических технологий с социальным заказом. В 1950-е годы страна, нуждавшаяся в инженерах, смогла получить большое количество специалистов для развития науки и промышленности. К тому положительному опыту можно и нужно обратиться сейчас.

Подготовил Игорь Иванов