В Пермском театре оперы и балета восстановили "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева - балет, поставленный в 1930-е годы в Мариинском театре.
В некоторых российских театра этот спектакль играют по изначальному либретто Николая Волкова в оригинальной хореографии Ростислава Захарова. Но в Пермском театре оперы и балета драматическую историю татарских страстей восстановили с дотошностью реставраторов живописи. Так, костюмы поляков в замке князя Адама и его дочери Марии, жен хана Гирея и его воинственной свиты в роскошном крымском дворце, почти идентичны нарядам героев в премьерной постановке балета в 1934 году. Этого удалось достичь благодаря тому, что постановщики воспользовались эскизами костюмов и декораций первого оформителя спектакля Валентины Ходасевич. Разве что у белого платья Марии у Галины Улановой, танцевавшей эту партию в 1953 году, рукав был не длинный, а "фонариком".
"Бахчисарайский фонтан" в подлиннике появился в Перми по инициативе главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. А поставила спектакль команда Мариинского театра, где крымскую историю играют с 1930-х годов по сей день: репетитор-педагог Галина Рахманова, художники Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова.
В течение четырех премьерных дней "Бахчисарайский фонтан" танцуют разные составы исполнителей. На премьере в партии Марии - Наталья Моисеева, Зарему танцует Альбина Рангулова, хана Гирея - Марат Фадеев. Впрочем, в случае с "Бахчисарайским фонтаном" стоило бы назвать не только имена исполнителей главных партий, но и весь состав танцовщиков, - а это почти вся балетная труппа театра. Ведь этот спектакль не предполагает обезличенных персонажей: весь кордебалет, все третьестепенные герои вовлечены в действие. Перед танцовщиками стоит задача - превзойти традиционную условность балетной пантомимы и включиться в драматические диалоги и монологи, полные чувств и страстей.
После первых четырех премьерных представлений "Бахчисарайского фонтана", которые пройдут в Пермском оперном театре, следующий раз спектакль будет представлен зрителям в мае.