В Москве прошла презентация книги Полины Жеребцовой - девочки, которая росла в Чечне в военное время и вела дневник, запечатлевая ужасную реальность своими детскими глазами.
Книга так и называется - "Дневник Полины Жеребцовой" и является второй частью тетрадных заметок школьницы, посвященной событиям 1999-2002 годов. В ней автор описывает повседневную жизнь и взаимоотношения мирных жителей, боевиков и военных, свое взросление, прошедшее под залпы артиллерийских орудий, первую влюбленность, своих друзей (многих из них уж нет в живых), редкие моменты радости детей войны, голод и ранение, которое она получила, помогая маме торговать на рынке:
"Нас с мамой ранило 21 октября. А началось все неожиданно, около пяти часов вечера. Мы собирали свой товар. Вдруг яркая вспышка осветила еще светлое небо. Последовал сильный грохот. Мы от испуга перекатились за свой стол. Присели между железными ларьками. Другого укрытия рядом не было. Взрыв! Потом еще... Мы побежали, теряя свой товар. Когда я бежала, огромный осколок - словно эхо очередного взрыва - просвистел совсем рядом. Он рассек не меня, а время, словно теплую воду, которая ушла куда-то вниз, и я стояла в сухом русле, сразу поняв, что ни мама, ни другие люди не могут спасти меня от Смерти, если я закричу о помощи. Смерть и я - только мы оказались связаны друг с другом в этом мире. Нет ничего, что могло стать между нами и закрыть собой. Мне стало смешно и ненужно все - вещи, сумки и всякие ценности. Я поняла что ничего, совсем ничего не возьму с собой Туда".
Свое детство Полина провела в городе Грозном, где до войны люди жили дружно, не ссорились на национальной почве, а потом начался бардак. Прежний мир рухнул, причем главное - не материальные вещи, а духовные ценности. Действия российских вооруженных сил были плохо продуманы, отчего страдало мирное население - ни в чем неповинные дети, женщины, старики - а чеченские школьники закидывали камнями до увечий своих русских одноклассников. Началась межнациональная борьба, которая продолжается до сих пор.
А многие из нас, на самом деле, очень мало знают о той жизни и слышали об этом только из журналистских репортажей тех лет. И мало кто сейчас думает о кровоточащих ранах, оставшихся в наследство с тех пор и нерешенных по сей день, будь-то рост антироссийских настроений на Кавказе или неприязнь лиц кавказской национальности среди русских людей. И этот геноцид с двух сторон пришлось прочувствовать и пережить ребенку - девочке с русским именем и фамилией, но черкесско-армянско-еврейско-польской кровью.
"Книга Полины - очень важный документ. Я видела записи в натуральном виде, и могу подтвердить, что перед вами настоящий дневник девочки, а не какая-то мистификация". - Сказала на презентации Светлана Алексеевна Ганнушкина, известный правозащитник член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, опровергая слухи о неподлинности изданного материала. Более того, Светлана Алексеевна затронула еще одну проблему: многие беженцы до сих пор так и не получили достойную компенсацию за разрушенное жилье и на лечение, а очередная петиция с предложениями восстановить справедливость лежит в министерстве регионального развития никому не нужной.