Открытие ремонтируемой с 5 февраля 2011 года станции метро "Парк культуры" Кольцевой линии метро переносится на первый квартал будущего года. Такой прогноз в среду сделали представители московского метрополитена, показывая ход работ журналистам.
С виду работа кипит: на фасаде чистят известняк и гранит облицовки. Вместо парадных дверей зияет дыра, прикрытая пленкой. Внутри вестибюля возвышается почти до купола огромная лебедка, рядом подъемное устройство с малярами, заканчивающими побелку барельефов. Внизу гранитный пол засыпан мусором, песком, на нем стоят коробки с новым гранитом. Его будут укладывать в последнюю очередь после того, как по граниту, пролежавшему на станции со дня открытия 1 января 1950 года, пронесут через дыру парадных дверей так необходимые и пока недостающие детали для продолжения ремонта - двигатели эскалаторных комплексов.
- Главное, ради чего закрывали станцию - ремонт отработавших ресурс эскалаторов, всю работу и останавливает, - поясняет "РГ" главный инженер ЗАО "Метростроинжреконструкция" Сергей Ковалев. - А так работа идет полным ходом: заменены кабели, оборудование технических помещений, подстанция, идут покрасочные работы по облицовке. Подготовлены к установке новые турникеты. Смонтированы все эскалаторные зоны, кроме одной - приводной, то есть двигательной. На три месяца срываются поставки двигателей для двух эскалаторных комплексов: большого - 80 метровый, и малого - 10 метровый.
Из-за этой задержки сроки сдачи объекта переносятся на первый квартал 2012 года. Вот только будет зима, или ее успеет сменить уже весна... Как пояснили специалисты, как только двигатели привезут, месяц уйдет на их наладку, и еще месяц на доработку. И ситуацию не исправишь, как оказалось, завод, изготавливающий тоннельные двигатели, единственный на всю страну. Как пояснил Ковалев, услугами завода пользуются и иностранцы - за 25 лет работы установлено 180 эскалаторов, пять из них в Пражском метрополитене.
- Ленинградские двигатели самые надежные в мире, они открытые - что позволяет легко их ремонтировать, да и они безопаснее для пассажира, - прокомментировал "РГ" главный инженер эскалаторной службы Московского метрополитена Николай Шишов. - У нас были другие предложения, но для наших систем не подходят, их ремонт проблематичен, да и надежность сомнительная, еще в магазин можно поставить, а в метро - нет.
По словам Шишова, задержка с поставками скорей всего связана с увеличением объема заказов. Так, сейчас завод делает такие же двигатели для строящихся станций "Борисово", "Зябликово", "Шипиловская", которые необходимо открыть в этом году. И для ремонтируемых эскалаторов на станции "Медведково" и "Бабушкинская" - эти станции также могут задержать с открытием, поставки и тут пока просрочены на месяц. А ведь за ними стоят по плану новые ремонты. Следующими в очереди на замену эскалаторов стоят "Ботанический сад", "Красные ворота", а вот что касается "ВДНХ", то в процессе ремонта впервые в истории подземки вместо трех работающих подъемника попробуют установить четыре. Пока, впрочем, есть лишь проект и экспериментальные образцы. Но в будущем метрополитен планирует добавить на всех станциях с тремя подъемниками еще один. Впрочем, происходить это будет также в рамках капитального ремонта. То есть на той же станции "Парк культуры", где три подъемника на большом спуске - дополнительный отсек будет построен не ранее чем через 50-60 лет...
Стоит отметить, что сама станция "Парк культуры" в процессе нынешнего ремонта внешне не изменится. "Она просто будет выглядеть ярче, - рассказал "РГ" главный инженер службы тоннельных сооружений московского метрополитена Алексей Изюмов. - Ведь обновлена электрика, позволяющая подключать более мощные энергосберегающие лампы. И за счет побелки будет больше отражения. Но по секрету расскажу, что со временем освещение на любой станции становится более тусклым - связано это с огромным количеством пыли в метро, от нее никуда не денешься, как не протирай пыль".
По словам Изюмова, на самой станции выполнены покраска сводов залов, частично очищены барельефы, осталось завершить 15 процентов работ, в основном это побелка и чистка гранита на полу и мрамора на стенах, ведь на самой станции менять облицовку не планируется. Курирует все работы "Москомнаследие", ведь порой возникают сложности. Так, например, они давали рекомендации по креплению камня на фасаде вестибюля и многое другое. Однако основная сложность ремонта на платформах - работы приходилось выполнять в ночное время с 2.30 до 4.30, в это время напряжение на контактных рельсах снято. "Но мы успели в срок,- подытоживает Изюмов. - И завершить свою работу планируем к 1 декабря. А там… глядишь, может быть и двигатели нам перепадут первыми. И тогда задержка будет не столь большой. Ведь почти год станция живет без пассажиров".