На ходовые испытания в Белое море вышла вторая за последние два месяца новая атомная подлодка: эстафету у многоцелевой АПЛ "Северодвинск" принял стратегический ракетоносец "Александр Невский".
А под парами там же, в БелВМБ, стоит "Юрий Долгорукий". Не сегодня-завтра ему тоже в море: в очередной раз примерять к себе строптивую "Булаву". По неофициальной информации, третий - контрольный - пуск со штатного носителя планируется выполнить до конца октября. В полной готовности находится и команда тяжелого подводного крейсера "Дмитрий Донской" - в любой момент экипаж капитана 1 ранга Олега Цыбина готов прийти на выручку менее опытным в обращении с "Булавой" друзьям-подводникам.
Эта осень, как ни крути, для военных моряков и сдаточной команды "Севмаша" выдалась на редкость напряженной. "Юрий Долгорукий" - головной корабль в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения (проект 955 "Борей" ЦКБ МТ "Рубин") - до конца года должен вступить в боевой состав ВМФ. А для этого ему надо подтвердить заявленные тактико-технические характеристики, надежность всех корабельных систем и, конечно, эффективность ракетного комплекса "Булава".
Следующий за ним "Александр Невский" - первый серийный корабль 955 проекта - по графику тоже должны были сдать флоту в 2011-м. Но график в силу разных причин сдвинулся вправо, и говорить всерьез о передаче корабля, который только начал ходовые испытания, в боевой состав уже через два месяца не приходится.
Тем более что в сдаточной программе этой осени еще одно детище "Севмаша" и Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" - многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень" (имя собственное - "Северодвинск"), которая в сентябре-октябре провела в Белом море лишь первый этап ходовых испытаний. И сейчас заводская сдаточная команда вместе с контрагентами работает над устранением выявленных замечаний и готовит АПЛ к новому выходу в море - для контрольной проверки корабельных систем и, главное, практического испытания систем вооружения. А в этом отношении "Ясень-Северодвинск" оснащен, что называется, по последнему слову техники - каким и должен быть подводный охотник четвертого поколения.
О судьбе этого корабля и ожиданиях, что с ним связаны, мы уже довольно подробно рассказывали ("Ясень" запоздалый" - "РГ", 14.09.2011 г.). И пока его лишь готовят к очередному выходу на испытания, поговорим об "Александре Невском", который в эти дни отмеряет в Белом море свои первые мили. На его борту штатный экипаж под командованием капитана 1 ранга Василия Танковида и заводская сдаточная команда во главе с Александром Резниковым. Как проходят испытания и какие известия поступают с корабля, в пресс-службе "Севмаша" не комментируют, ссылаясь на новые установки руководства Объединенной судостроительной корпорации и командования ВМФ. Посему ограничимся общими характеристиками, которые так или иначе просачиваются в открытую печать.
Значительное влияние на облик и внутреннюю компоновку основных систем и вооружения стратегических атомных подводных лодок серии "Борей" оказало то обстоятельство, что для их строительства были использованы существовавшие на "Севмаше" корпусные заделы под корабли других проектов. Утверждают, что для "Юрия Долгорукого" такими "заготовками" стали носовая и кормовая оконечности недостроенной многоцелевой АПЛ "Кугуар (проект 971, последняя из построенных и принятых ВМФ России - АПЛ "Гепард". По этому же проекту на Дальнем Востоке достроили АПЛ "Нерпа"). А при строительстве "Александра Невского" (заложен на стапеле "Севмаша" 19 марта 2004 года) аналогичным образом использовали готовые блок-секции не состоявшейся подлодки К-333 "Рысь"...
В соответствии с госпрограммой вооружений, в России до 2020 года намеревались построить восемь "Бореев". Сейчас в стапельном цехе "Севмаша" ведутся работы на очередном корпусе "великокняжеской" линейки. Третий по счету (и второй серийный) корабль уже имеет имя - "Владимир Мономах". Как и его предшественники, он спроектирован в петербургском ЦКБ морской техники "Рубин". По некоторым данным, это заметно модернизированный вариант - конструкторам уже не пришлось заталкивать "новое содержание" в прежнее, весьма стеснявшее их пространство "чужих" корпусов.
Согласно планам минобороны, первые корабли проекта 955 "Борей" после принятия их в боевой состав ВМФ России будут нести службу на Тихоокеанском флоте. Именно там был сформирован экипаж "Александра Невского". Он заблаговременно прошел подготовку в учебном центре ВМФ в Обнинске и стажировался на головной АПЛ "Юрий Долгорукий". В декабре 2010 года, когда "Александр Невский" покинул стапельный цех "Севмаша", на борту подлодки побывал премьер Владимир Путин и поздравил экипаж с началом швартовых испытаний. И вот теперь корабль держит экзамен в море.
Тем временем объем затрат на его строительство, как и на создание других АПЛ, остается предметом трудных переговоров между представителями Объединенной судостроительной корпорации и министерством обороны. Цифры при этом не разглашаются, но по тому, что заявлялось ранее, стоимость серийного "Борея" может составить не менее 23 миллиардов рублей.