В Москве скончался старейший кинорежиссер, один из основателей уральской кинематографической школы и ветеран Свердловской киностудии Ярополк Лапшин.
Ярополк Лапшин - из тех тружеников нашего кино, которых называют скромными. Не лез под телеобъективы, не давал скандальных интервью, а главное - после окончания Института кинематографии решительно переехал из Москвы в Свердловск, где создавалась новая киностудия художественных и неигровых фильмов, чтобы заложить фундамент третьего по значению кинематографического центра России. И там остался, уже тем самым обеспечив себе негромкую, не сенсационную, но плодотворную жизнь в кино. Он стал мэтром, а потом и классиком, патриархом уральской кинематографической школы.
Географическое положение студии на границе Европы с Азией само по себе определяло ее тематический круг: конгломерат народов, многоцветье культур седого Урала, сурового Севера и близкого орнаментального Востока, глубина истории "опорного края державы". И первой работой Лапшина стала большая игровая картина "Пора таежного подснежника", где действие происходило в постреволюционной Бурятии, - дебют взял премию на Всесоюзном фестивале в Минске. За ней последовали юношеская драма "Шестнадцатая весна", предварившая взрыв нового советского "молодежного кино".
И наконец, Лапшин стал разрабатывать "золотую жилу" исторической тематики - стал экранизировать Мамина-Сибиряка ("Приваловские миллионы"), Вячеслава Шишкова ("Угрюм-река"), снял эпопеи о Ломоносове ("Дым отечества"), уральских промышленниках Демидовых… С его именем стали связывать фильмы пространные, эпические, снятые добротно, с приглашением ведущих актеров страны, которые охотно ехали в Свердловск, чтобы сыграть в новом фильме уральского мастера.
С годами он стал лиричнее. Мелодрама "Продлись, продлись, очарованье…" запомнилась великолепным дуэтом Ии Саввиной и Олега Ефремова, а также грустной, мудрой режиссерской интонацией.
Три десятилетия Ярополк Лапшин возглавлял третье по численности Уральское отделение Союза кинематографистов России. Только в глубокой старости он покинул ставший его домом Свердловск - Екатеринбург и переехал в московский Дом ветеранов кино.
Он оставил нас в возрасте 91 года. Его фильмы продолжают жить на теле- и видеоэкранах.