Вышло в свет уникальное издание "Владимиро-суздальская школа реставрации".
Книга - своеобразный отчет реставраторов, сохранивших древние памятники Владимирского края и вернувших им первозданную красоту. В ней впервые названы имена большого числа специалистов, отдавших свои силы сохранению не прошлого, а будущего нации.
Вечные ценности
Научный руководитель авторского коллектива - академик архитектуры и бессменный руководитель Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. В ноябре исполнится ровно 55 лет, как он сменил на посту главного архитектора своего отца Александра Васильевича Столетова, стоявшего у истоков создания владимиро-суздальской школы реставрации.
Через документальный рассказ о процессе спасения "старины седой" открывается удивительная профессия реставратора. А сюжет захватывает не меньше, чем в романе. За полвека через руки реставраторов прошли тысячи шедевров архитектуры и искусства исторических городов и поселений Владимирской области. И восстановление каждого - отдельная история.
Это издание вышло в свет благодаря финансовой поддержке суздальского предпринимателя, который, вопреки современной традиции, категорически отказался от какого-либо упоминания о себе на его страницах.
Особенность "Владимиро-суздальской школы реставрации" - большое количество иллюстративного материала. Оформление построено на контрасте: рядом с фотографией разрушенного здания - восстановленное.
- Так мы хотели дать представление о масштабе работ и о ценности возрожденных памятников, - комментирует Игорь Столетов. - Роль глубинных исследований: каждый сантиметр памятника стоит на своем месте.
Сегодня, например, только благодаря фотографиям можно узнать, какой была центральная торговая площадь Суздаля. От Торговых рядов сохранилась лишь четверть. Сторона, обращенная к реке Каменке, была полностью разрушена, часть рядов, обращенных к Кремлевской улице, - тоже, а на ее месте располагался рынок.
"Специалисты ЦНИИП торговых зданий и туристских комплексов... категорически доказывали, что Торговые ряды Суздаля восстанавливать не надо, а на месте южной части, где был рынок, необходимо построить современный универмаг из стекла и бетона в три этажа, который решил бы все проблемы обслуживания туристов", - читаем в книге.
Владимирским реставраторам все-таки удалось отстоять свою концепцию и получить добро на полную реконструкцию суздальских Торговых рядов. Никто не верил, но в 1974 году, к юбилею города, они были введены в эксплуатацию.
Точки отсчета
Общеизвестно, что Владимирская земля богата памятниками зодчества, и особое место среди них занимают белокаменные памятники XII-XIII веков. И вопрос их сохранения и реставрации вставал давно. Однако из-за отсутствия необходимой исследовательской базы она была не всегда успешной.
Так называемая "реставрация" Дмитриевского собора в XIX столетии по проекту владимирского губернского архитектора Евграфа Петрова чуть было не привела к гибели памятника. Для приведения сооружения в "первоначальный вид" у него были разобраны боковые пристройки ХIII века, которые посчитали поздними и ненужными. И эти работы отрицательно сказались на состоянии конструкций здания.
Задачей реставрации 1888-1891 годов сильно обветшавшего Успенского собора было как восстановление "первоначального облика", так и укрепление его конструкций. В ходе его обследования было выявлено свыше 30 разрушений.
"...Эта реставрация не имела аналогов в России на тот период времени, - пишут авторы. - Эти первые реставрационные работы привлекли широкое внимание к вопросам методики реставрации и послужили отправной базой, с которой впоследствии началась и развилась деятельность уникальной местной реставрационной школы, сложилась система взглядов, принципов и подходов к реставрации памятников архитектуры".
Точкой отсчета для себя современные реставраторы считают спасение Дмитриевского собора. Над этим выдающимся памятником архитектуры владимирского белокаменного зодчества XII века, "русской душой в камне", нависла угроза разрушения. Почти во всех его конструкциях появились прогрессирующие трещины. Он держался только на коренных лесах, клиньях и столбах-подпорках. И не было ясности, как его спасать. Предлагалось, например, собор разобрать и промаркировать.
Реставрация как поступок
Несмотря на суровые условия военного времени, работы по спасению Дмитриевского собора начались в августе 1941 года. Ими руководил Александр Столетов, а вместе с ними на лесах был и 10-летний сын.
- 17 октября 1941 года, когда шли бои под Москвой, вышло постановление правительства нашей страны о реставрации и спасении Дмитриевского собора, - подчеркнул Игорь Столетов. - Я горжусь, что наша страна так поступила. В октябре и в зиму 1942 года были проведены сложные и уникальные работы по спасению Дмитриевского собора: пробурили стены и ввели новые связи. Это сохранило памятник. Хотелось бы, чтобы такие поступки страны и людей никогда не забывались.
Вот лишь маленький штрих из книги: "Для укладки железобетонных связей в теле пилонов и наружных стен необходимо было сверлить отверстия. Сверление их производилось из-за отсутствия необходимых механизмов весьма оригинальным способом - с помощью буров, изготовленных из водопроводных труб диаметров 80 и 180 мм. С помощью такого "механизма" два-три человека могли за день просверлить отверстие длиной от 1,5 до 3 мм, при этом такой способ не вызывал никаких деформаций".
А вообще, о своей героической, в самом прямом смысле, работе реставраторы рассказывают очень скупо. О сложностях на их пути приходится лишь догадываться, благодаря небольшим деталям в ходе повествования. Вот еще одна из них, относящаяся ко времени создания музея деревянного зодчества в Суздале. Речь идет о перевозке Преображенской церкви из села Козлятьево Кольчугинского района, начатой 17 февраля 1965 года:
"Подъезда к селу не было, поэтому бригаде, нагруженной инструментом и материалами, пришлось добираться до села пешком кратчайшим путем по снежной целине около 8 км. На разборку и перевозку ушло 12 дней".
На защиту города
Период расцвета реставрационного дела сами реставраторы датируют 60-80-ми годами прошлого столетия. От восстановления отдельных памятников они перешли к комплексному сохранению исторических центров городов области. Взять на себя ответственность по их изучению и реконструкции мастерской позволил накопленный опыт.
Все началось с Владимира. В 1970 году он был включен в список 115 исторических городов России. Однако разработанный в эти годы московским институтом "Гипрогор" проект центра города игнорировал исторические особенности Владимира, предлагая снести всю старую застройку центра, за исключением нескольких десятков памятников, и возвести новый микрорайон из панельных домов большой протяженности и высотности. Этот трагичный факт тоже приводится в книге.
"Уничтожалась вся система улиц и кварталов, разрушалась сложившаяся веками система общественных, торговых, культурных центров как мест притяжения горожан в историческом ядре города и заменялась свободной планировкой из панельных домов в пять и девять этажей. Например, на небольшом участке от Золотых ворот до Никитской церкви предлагалось построить шесть девятиэтажных домов-башен".
В такой критической ситуации только реставраторы взялись противопоставить этому проекту альтернативные предложения, основанные на глубоком и всестороннем изучении города. Работа эта получила всеобщее признание и одобрение, стала образцом для решения судеб других исторических русских городов как во Владимирской области, так и за ее пределами.
Как оживить памятник
К 1985 году реставраторам удалось спасти более 30 процентов памятников архитектуры. Отметим, что общее число памятников, включенных при непосредственном участии владимирской реставрационной мастерской в свод "Памятники истории и культуры Владимирской области", который вышел в свет в 1996 году, составило более 3,5 тысячи.
А в 1983-1986 годах авторским коллективом сотрудников ВСЭНРПМ была разработана "Комплексная программа по сохранению, реставрации и приспособлению памятников культуры Владимирской области".
Стало очевидным, что неиспользованные памятники довольно быстро ветшают и приходят в запустение. Это было одним из мотивов по активному включению древнерусских сооружений в современную жизнь, что потребовало перестроить работу.
Первым маленьким примером приспособления исторической застройки стала реконструкция интересного, но очень обветшавшего дома купца Табачникова в центральной части Суздаля. В нем создали первую сувенирную торговую точку. Затем стараниями реставраторов в старинном здании появился знаменитый суздальский ресторан "Погребок".
Историки мастерской по заказу общепита даже подняли целые тома архивных материалов о приготовлении древних блюд. Наряду с другими интересными рецептами был открыт и знаменитый до сих пор рецепт медовухи.
Последовала критика: владимирцев обвиняли в потере позиций научной реставрации и работе на дешевую потребу дня. И не удивительно. Они были первопроходцами. Но время доказало их правоту.