28.10.2011 23:00
Поделиться

Порядок оказания экстренной психологической помощи населению при пожарах и ЧС

Утвержден Порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах
Дата подписания: 20.09.2011Опубликован: 28.10.2011
Вступает в силу: 02.12.2011

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 октября 2011 г. 
Регистрационный N 22174

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"1 приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах.

Министр С. Шойгу

1Собрание законодательства Российской Федерации, 204, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697, № 51, ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301, № 20, ст.2435, № 51 (3 ч. ), ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193, 194,№ 2,ст. 267.

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 47, 21.11.2011.

 

Порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах

I. Общие положения

Настоящий Порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах (далее - Порядок) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и определяет правила организации и проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах силами специалистов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также специалистов организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Ответственность за организацию и проведение мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах возлагается на психологическую службу МЧС России.

Порядок применяется в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и предназначен для территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также организаций, входящих в структуру РСЧС, и других служб, имеющих право оказывать психологическую помощь населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах (далее - ЧС).

Все виды экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах оказываются бесплатно.

1.1. Термины и определения

1.1.1. Информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайной ситуации - комплекс действий психологов, направленный на своевременное, достоверное и доступное информирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших.

1.1.2. Психологическая служба МЧС России (далее - психологическая служба) - система сил и средств МЧС России, предназначенных для осуществления комплекса мероприятий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России, принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в подразделениях и учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах.

1.1.3. Психологическое обеспечение в МЧС России - это система организационных и практических мероприятий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России и психологическому сопровождению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

1.1.4. Пролонгированная психологическая помощь комплекс мероприятий по психологической реабилитации пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС и при пожарах, осуществляемый специалистами субъектов Российской Федерации после завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи.

1.1.5. Сопровождение массовых мероприятий - комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами психологической службы в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций.

1.1.6. Способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайной ситуации система мероприятий, осуществляемая специалистами психологической службы во взаимодействии со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших в чрезвычайной ситуации, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС и направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей.

1.1.7. Экстренная психологическая помощь (далее - ЭПП) - целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях ЧС, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС, в процессе ликвидации последствий ЧС.

1.1.8. ГОТОВНОСТЬ N 1 - состояние структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательных формирований и организаций МЧС России, при котором с возникновением (угрозой возникновения) чрезвычайной ситуации они приводятся в готовность к применению по штатам мирного времени.

1.2. Структура психологической службы

1.2.1. В структуру психологической службы входят:

в центральном аппарате МЧС России - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управление медико-психологического обеспечения, Департамент кадровой политики, Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;

федеральное казенное учреждение "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ ЦЭПП МЧС России);

филиалы ФКУ ЦЭПП МЧС России;

специалисты психологической службы учреждений, организаций и частей центрального подчинения МЧС России;

специалисты психологической службы специальных управлений ФПС;

специалисты психологической службы территориальных органов управления: региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) и подчиненных подразделений.

1.2.2. Работы по оказанию ЭПП пострадавшим в зонах ЧС и при пожарах, а также родственникам и близким погибших и пострадавших осуществляются силами специалистов психологической службы под руководством ФКУ ЦЭПП МЧС России. ФКУ ЦЭПП МЧС России входит в состав сил реагирования МЧС России, привлекаемых к ликвидации ЧС. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи в зоне ЧС и при пожарах, относятся также психологи РЦ МЧС России, ГУ МЧС России и подчиненных подразделений.

1.3. Задачи и функции специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах

1.3.1 Задачей специалистов психологической службы в режиме повседневной деятельности является совершенствование системы оказания ЭПП.

1.3.2. В целях реализации поставленной задачи специалистами психологической службы обеспечивается:

развитие нормативной правовой базы деятельности специалистов психологической службы;

создание системы организационных и научно-методических стандартов деятельности психологической службы в области оказания ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС;

совершенствование практической и научно-методической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций;

подготовка специалистов к проведению мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах, персоналу, работающему в условиях ликвидации ЧС, специалистам МЧС России;

повышение готовности мобильных сил МЧС России в части оказания ЭПП;

повышение качества и оперативности оказания ЭПП пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах специалистами психологической службы МЧС России;

организация взаимодействия со специалистами психологических служб силовых структур и прочих ведомств, входящих в состав РСЧС.

1.3.3. Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП в режиме ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения АСДНР;

снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;

снижение риска возникновения массовых негативных реакций;

профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.

1.3.4. В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:

ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших при наличии у них острых реакций на стресс;

психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;

психологическое сопровождение специалистов МЧС России, принимающих участие в ликвидации ЧС.

1.4. Материально-техническое обеспечение специалистов психологической службы МЧС России при оказании экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах

Материально-техническое обеспечение специалистов психологической службы МЧС России при оказании ЭПП пострадавшим в ЧС и при пожарах организуется в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.


II. Организация и порядок проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи специалистами психологической службы при различных масштабах чрезвычайных ситуаций

2.1. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и при пожарах муниципального характера

2.1.1. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию ЭПП в зоне ЧС и при пожарах муниципального характера, относятся специалисты психологической службы территориального органа МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.1.2. Критериями привлечения специалистов психологической службы является наличие пострадавших и погибших, а также угроза жизни и здоровью людей.

2.1.3. ЭПП оказывается:

пострадавшим вследствие ЧС;
родственникам и близким погибших и пострадавших вследствие ЧС;
специалистам, работающим в условиях ликвидации последствий ЧС.

2.1.4. Порядок реагирования в режиме ЧС:

оперативный дежурный центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ЦУКС) информирует непосредственного руководителя психологической службы территориального органа МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации о введении режима ЧС, передает максимально подробную информацию о месте, времени, характере и прогнозе развития ЧС;

непосредственный руководитель психологической службы территориального органа МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации принимает решение о выезде, определяет состав и оснащенность оперативной группы специалистов психологической службы (далее - ОГ психологов), выезжающей в зону ЧС, назначает старшего ОГ психологов;

старший ОГ психологов оповещает оперативного дежурного ЦУКС о времени убытия в зону ЧС, составе ОГ психологов и оснащенности, по необходимости запрашивает методическую и организационную помощь по работе в зоне ЧС.

2.1.5. Организация работы психологической службы в зоне ЧС.

2.1.5.1. Руководство ОГ психологов в зоне ЧС осуществляется руководителем оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ОШ ЛЧС).

2.1.5.2. Решение о порядке организации работ по психологическому сопровождению АСДНР принимается руководством ОШ ЛЧС с учетом предложений старшего ОГ психологов.

2.1.5.3. Старший ОГ психологов:

организует работу ОГ психологов в рамках поставленных задач;
осуществляет взаимодействие с ОШ ЛЧС, аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ) и другими службами, работающими в зоне ЧС;
получает, анализирует и фиксирует информацию о текущей ситуации; поддерживает постоянную связь с непосредственным руководителем, оперативным дежурным и специалистом по психологическому обеспечению Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС);
информирует их о ходе ведения АСДНР и, в случае необходимости, запрашивает информационную, методическую и другую помощь;
отвечает за готовность специалистов психологической службы к работе в зоне ЧС;
контролирует соблюдение специалистами ОГ психологов техники безопасности работы в зоне ЧС;
предоставляет руководству отчет о проделанной работе и планируемых мероприятиях.

2.1.5.4. Специалисты ОГ психологов действуют в соответствии со своими должностными обязанностями, подчиняются старшему ОГ психологов, соблюдают технику безопасности в зоне ЧС.

2.1.5.5. По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет отчет о проделанной работе и предоставляет его своему непосредственному руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС.

2.2. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и при пожарах регионального характера

2.2.1. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию ЭПП в зоне ЧС и при пожарах регионального характера, относятся психологи РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений.

2.2.2. Критериями привлечения специалистов психологической службы являются: ЧС регионального характера с наличием погибших, пострадавших, нарушающая условия жизнедеятельности значительного количества населения, имеющая широкий общественный резонанс, либо потенциально опасная в плане возникновения негативных социальных реакций.

2.2.3. По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) для проведения мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС и при пожарах могут быть привлечены специалисты организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь.

2.2.4. Порядок привлечения специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь, к работам по оказанию психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС:

2.2.4.1. Решение о привлечении специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь, может быть принято на этапах планирования, организации и проведения мероприятий по работе с пострадавшими, а также родственниками и близкими погибших и пострадавших в ЧС на основании анализа оперативной обстановки и прогноза развития ситуации, а также на этапе завершения работ по оказанию ЭПП при необходимости пролонгированной психологической помощи.

2.2.4.2. Старший ОГ психологов докладывает начальнику ОШ ЛЧС и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС о текущей ситуации на месте ЧС и обосновывает необходимость привлечения дополнительных сил специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь;

специалист по психологическому обеспечению НЦУКС доводит полученную информацию до старшего оперативного дежурного НЦУКС и руководства ФКУ ЦЭПП МЧС России; проводит расчет необходимого количества специалистов с учетом анализа текущей ситуации и прогноза ее развития; формирует предложения с указанием названий, адресов и телефонов организаций, находящихся в резерве; оповещает руководителей данных организаций о сложившейся обстановке; передает информацию начальнику ОШ ЛЧС;

начальник ОШ ЛЧС направляет запрос в КЧС о необходимости привлечения дополнительных сил специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь;

по решению председателя КЧС в соответствующие организации, входящие в структуру РСЧС, направляется поручение о привлечении специалистов к работам по оказанию психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС и включении их в состав ОГ психологов;

руководители привлекаемых организаций отвечают за готовность специалистов к работе в зоне ЧС, обеспечивают материально-техническую оснащенность своих сотрудников и несут ответственность за жизнь и здоровье сотрудников, привлекаемых к работе в зоне ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации;

старший ОГ психологов осуществляет координацию работы привлеченных специалистов, функционально и методически организует взаимодействие психологов входящих в ОГ, определяет цели, задачи, время и способы действия, проводит необходимый инструктаж, предоставляет необходимую для работы информацию;

специалисты привлеченных организаций на время проведения работ с пострадавшими, а также родственниками и близкими погибших и пострадавших в ЧС подчиняются начальнику ОШ ЛЧС, старшему ОГ психологов; в процессе работы строго следуют выработанному плану по ликвидации последствий ЧС и нормализации психологической обстановки, согласуют свои действия с начальником ОШ ЛЧС и старшим ОГ психологов, предоставляют старшему ОГ психологов полученную в ходе работы оперативную информацию, несут ответственность за качество своей профессиональной деятельности, соблюдают технику безопасности; по окончании работ предоставляют отчет старшему ОГ психологов.

2.2.5. Порядок реагирования в режиме ЧС:

при возникновении ЧС регионального характера и получении команды на приведении сил и средств МЧС России в ГОТОВНОСТЬ N 1 специалист по психологическому обеспечению НЦУКС оповещает руководителей структурных подразделений психологической службы данного региона и передает информацию о развитии, характере, масштабах ЧС, количестве пострадавших, планируемых действиях;

руководители структурных подразделений психологической службы данного региона осуществляют расчет личного состава ОГ психологов, направляемой в зону ЧС; назначают старшего ОГ психологов; проводят расчет личного состава, остающегося в резерве, с учетом специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь; направляют предложения о составе ОГ психологов начальнику ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации; обеспечивают прибытие ОГ психологов к месту ЧС;

специалист по психологическому обеспечению НЦУКС:

осуществляет сбор и анализ информации о силах и средствах психологической службы, привлекаемых к ликвидации ЧС;

осуществляет непрерывную связь с ОГ психологов, направляющейся в зону ЧС;

осуществляет сбор и анализ информации о проделанной и планируемой работе ОГ психологов в зоне ЧС.

2.2.6. Действия ОГ психологов РЦ МЧС России при приведении в ГОТОВНОСТЬ N 1.

2.2.6.1. Старший ОГ психологов РЦ МЧС России:

осуществляет сбор и анализ информации об обстановке в зоне ЧС;
планирует и организует деятельность ОГ психологов в зоне ЧС;
инструктирует личный состав ОГ психологов;
контролирует подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач;
отвечает за готовность специалистов психологической службы к работе в зоне ЧС;
осуществляет постоянную связь со специалистом по психологическому обеспечению НЦУКС в целях получения методических и организационных указаний.

2.2.6.2. Личный состав ОГ психологов:

получает информацию об обстановке в зоне ЧС и планируемой деятельности;
осуществляет сбор и подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач (по условиям обстановки);
несет ответственность за готовность к работе в зоне ЧС.

2.2.6.3. Время реагирования определяется соответствующими руководящими документами МЧС России.

2.2.7. Организация работы психологической службы в зоне ЧС.

2.2.7.1. Руководство ОГ психологов в зоне ЧС осуществляется руководителем ОШ ЛЧС.

2.2.7.2. Решение о порядке организации работ по психологическому сопровождению АСДНР принимается руководством ОШ ЛЧС с учетом предложений старшего ОГ психологов.

2.2.7.3. Старший ОГ психологов:

организует работу ОГ психологов в рамках поставленных задач;
осуществляет взаимодействие с ОШ ЛЧС, АСФ и другими службами, работающими в зоне ЧС;
получает, анализирует и фиксирует информацию о текущей ситуации;
поддерживает постоянную связь с непосредственным руководителем, оперативным дежурным ЦУКС и специалистом по психологическому обеспечению НЦУКС, информирует их о ходе ведения АСДНР и, в случае необходимости, запрашивает информационную, методическую и другую помощь;
контролирует соблюдение специалистами ОГ психологов техники безопасности работы в зоне ЧС;
предоставляет руководству отчет о проделанной работе и планируемых мероприятиях.

2.2.7.4. Специалисты ОГ психологов действуют в соответствии со своими должностными обязанностями, подчиняются старшему ОГ, соблюдают технику безопасности в зоне ЧС.

2.2.7.5. По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет отчет о проделанной работе и предоставляет его своему непосредственному руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС.

2.2.7.6. По результатам анализа оперативной обстановки организовывается работа телефона "Горячая линия" в соответствии с пунктом 2.5 настоящего порядка.

2.3. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях федерального характера

2.3.1. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию ЭПП в зоне ЧС федерального характера, относятся психологи ФКУ ЦЭПП МЧС России, входящие в состав сил реагирования МЧС России, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также психологи РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений.

2.3.2. Критериями привлечения специалистов психологической службы являются: ЧС федерального характера с наличием погибших, пострадавших, нарушающая условия жизнедеятельности значительного количества населения, имеющая широкий общественный резонанс, либо потенциально опасная в плане возникновения негативных социальных реакций.

2.3.3. По решению КЧС для проведения мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС могут быть привлечены специалисты организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь.

2.3.4. Порядок привлечения специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь, к работам по оказанию психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС:

2.3.4.1. Решение о привлечении специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь, может быть принято на этапах планирования, организации и проведения мероприятий по работе с пострадавшими, а также родственниками и близкими погибших и пострадавших в ЧС на основании анализа оперативной обстановки и прогноза развития ситуации, а также на этапе завершения работ по оказанию ЭПП при необходимости пролонгированной психологической помощи.

2.3.4.2. Старший ОГ психологов докладывает начальнику ОШ ЛЧС и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС о текущей ситуации на месте ЧС и обосновывает необходимость привлечения дополнительных сил специалистов организаций, входящих в структуру РСЧС и оказывающих психологическую помощь;

специалист по психологическому обеспечению НЦУКС доводит полученную информацию до старшего оперативного дежурного НЦУКС и руководства ФКУ ЦЭПП МЧС России; проводит расчет необходимого количества специалистов с учетом анализа текущей ситуации и прогноза ее развития; формирует предложения с указанием названий, адресов и телефонов организаций, находящихся в резерве; оповещает руководителей данных организаций о сложившейся обстановке; передает информацию начальнику ОШ ЛЧС;

начальник ОШ ЛЧС направляет запрос в КЧС о необходимости привлечения дополнительных сил специалистов организаций, оказывающих психологическую помощь, входящих в структуру РСЧС;

по решению председателя КЧС в соответствующие организации, входящие в структуру РСЧС, направляется поручение о привлечении специалистов к работам по оказанию психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС и включении их в состав ОГ психологов;

руководители привлекаемых организаций отвечают за готовность специалистов к работе в зоне ЧС, обеспечивают материально-техническую оснащенность своих сотрудников и несут ответственность за жизнь и здоровье сотрудников, привлекаемых к работе в зоне ЧС, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

старший ОГ психологов осуществляет координацию работы привлеченных специалистов, функционально и методически организует взаимодействие психологов входящих в ОГ, определяет цели, задачи, время и способы действия, проводит необходимые инструктажи, предоставляет необходимую для работы информацию;

специалисты привлеченных организаций на время проведения работ с пострадавшими, а также родственниками и близкими погибших и пострадавших в ЧС подчиняются начальнику ОШ ЛЧС, старшему ОГ психологов; в процессе работы строго следуют выработанному плану по ликвидации последствий ЧС и нормализации психологической обстановки, согласуют свои действия с начальником ОШ ЛЧС и старшим ОГ психологов, предоставляют старшему ОГ психологов полученную в ходе работы оперативную информацию, несут ответственность за качество своей профессиональной деятельности, соблюдают технику безопасности; по окончании работ предоставляют отчет старшему ОГ психологов.

2.3.5. Порядок реагирования в режиме ЧС:

при возникновении ЧС федерального характера и получении команды на приведение сил и средств МЧС России в ГОТОВНОСТЬ № 1 специалист по психологическому обеспечению НЦУКС оповещает директора ФКУ ЦЭПП МЧС России либо лицо, его заменяющее, руководство отдела экстренного реагирования ФКУ ЦЭПП МЧС России о возникновении ЧС и необходимости включения специалистов психологической службы в состав ОГ и передает информацию о характере, масштабах ЧС, количестве пострадавших, планируемых действиях;

в ФКУ ЦЭПП МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации или РЦ МЧС России региона, на территории которого произошла ЧС, осуществляется сбор сил и средств психологической службы для выдвижения в зону ЧС;

специалист по психологическому обеспечению НЦУКС:

осуществляет сбор и анализ информации о силах и средствах психологической службы, привлекаемых к ликвидации ЧС;

осуществляет непрерывную связь с ОГ психологов, направляющейся в зону ЧС;

осуществляет сбор и анализ информации о проделанной и планируемой работе специалистов ОГ психологов в зоне ЧС;

предоставляет необходимую документацию начальнику НЦУКС и руководству ФКУ ЦЭПП МЧС России.

2.3.6. Действия ОГ психологов при приведении в ГОТОВНОСТЬ № 1.

2.3.6.1. Должностное лицо, ответственное за включение в оперативную группу МЧС России специалистов психологической службы:

принимает решение о включении психологов в оперативную группу МЧС России;

осуществляет расчет личного состава ОГ психологов, направляемой в зону ЧС;

назначает старшего ОГ психологов;

проводит расчет личного состава, остающегося в резерве; готовит и направляет специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС соответствующий приказ.

2.3.6.2. Старший ОГ психологов:

осуществляет сбор и анализ информации об обстановке в зоне ЧС;
планирует и организует деятельность ОГ психологов в зоне ЧС;
инструктирует личный состав ОГ психологов;
контролирует подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач;
отвечает за готовность специалистов психологической службы к работе в зоне ЧС;
осуществляет постоянную связь со специалистом по психологическому обеспечению НЦУКС в целях получения методических и организационных указаний.

2.3.6.3. Личный состав ОГ психологов:

получает информацию об обстановке в зоне ЧС и планируемой деятельности ОГ психологов;
осуществляет сбор и подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач (по условиям обстановки);
несет ответственность за готовность к работе в зоне ЧС. 2.3.6.4. Время реагирования определяется соответствующими руководящими документами МЧС России.

2.3.7. Организация работы психологической службы в зоне ЧС.

2.3.7.1. Руководство ОГ психологов в зоне ЧС осуществляется руководителем ОШ ЛЧС.

2.3.7.2. Решение о порядке организации работ по психологическому сопровождению АСДНР принимается руководством ОШ ЛЧС с учетом предложений старшего ОГ психологов.

2.3.7.3. Старший ОГ психологов:

организует работу ОГ психологов в рамках поставленных задач;
осуществляет взаимодействие с ОШ ЛЧС, АСФ и другими службами, работающими в зоне ЧС;
получает, анализирует и фиксирует информацию о текущей ситуации;
поддерживает постоянную связь с непосредственным руководителем, оперативным дежурным ЦУКС и специалистом по психологическому обеспечению НЦУКС, информирует их о ходе АСДНР и, в случае необходимости, запрашивает информационную, методическую и другую помощь;
контролирует соблюдение специалистами ОГ психологов техники безопасности в зоне ЧС;
предоставляет руководству отчет о проделанной и планируемой работе.

2.3.7.4. Специалисты ОГ психологов, выполняя задачи по психологическому обеспечению в зоне ЧС, действуют в соответствии со своими должностными обязанностями, подчиняются старшему ОГ психологов, соблюдают технику безопасности в зоне ЧС.

2.3.7.5. По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет отчет о работе, проделанной при ликвидации ЧС, и предоставляет его своему непосредственному руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС.

2.3.7.6. По результатам анализа оперативной обстановки организовывается работа телефона "Горячая линия" в соответствии с пунктом 2.5 настоящего порядка.

2.4. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи при проведении международных гуманитарных операций

2.4.1. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию ЭПП при проведении международных гуманитарных операций, относятся психологи ФКУ ЦЭПП МЧС России, входящие в состав сил реагирования МЧС России, привлекаемых к ликвидации ЧС и при пожарах.

2.4.2. Департамент международной деятельности МЧС России обеспечивает решение организационных вопросов, связанных с участием ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России в международных гуманитарных операциях.

2.4.3. Задачи специалистов психологической службы, принимающих участие в международных гуманитарных операциях:

психологическое сопровождение работ в рамках международных гуманитарных операций;
снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС, нормализация их актуального психического состояния;
профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС отдаленных негативных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
снижение риска возникновения массовых негативных реакций;
психологическое обеспечение специалистов МЧС России, принимающих участие в международных гуманитарных операциях.

2.4.4. Действия специалиста по психологическому обеспечению НЦУКС при проведении мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации ЧС или участию сил и средств МЧС России в международных гуманитарных операциях:

получает сигнал от старшего оперативного дежурного НЦУКС о приведении в ГОТОВНОСТЬ N 1;

оповещает директора ФКУ ЦЭПП МЧС России либо лицо, его заменяющее, руководство отдела экстренного реагирования ФКУ ЦЭПП МЧС России и личный состав ФКУ ЦЭПП МЧС России (согласно расчету) о включении специалистов психологической службы в состав объединенной группировки сил и средств МЧС России, передает информацию о характере, масштабах ЧС, количестве пострадавших, планируемых действиях;

получает распоряжение о составе ОГ психологов от директора ФКУ ЦЭПП МЧС России либо лица, его заменяющего;

докладывает старшему оперативному дежурному НЦУКС;

готовит и направляет в соответствующие службы необходимую документацию;

осуществляет непрерывный сбор, фиксацию и анализ информации о проделанной и планируемой работе ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС в зоне ЧС (зоне проведения международной гуманитарной операции);

своевременно предоставляет отчетную документацию старшему оперативному дежурному НЦУКС и руководству ФКУ ЦЭПП МЧС России.

 2.4.5. Порядок действий при приведении в ГОТОВНОСТЬ N 1 специалистов ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России.

2.4.5.1. Директор ФКУ ЦЭПП МЧС России либо лицо, его заменяющее:

осуществляет расчет личного состава ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России, включенного в объединенную группировку сил и средств МЧС России;
назначает старшего ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России;
проводит расчет личного состава, остающегося в резерве.

2.4.5.2. Старший ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России:

осуществляет сбор и анализ информации об обстановке в зоне ЧС (зоне проведения международной гуманитарной операции);
планирует и организует деятельность ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России в зоне ЧС (зоне проведения международной гуманитарной операции);
инструктирует личный состав ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России;
контролирует подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач;
отвечает за готовность специалистов психологической службы к работе в зоне ЧС (зоне проведения международной гуманитарной операции).

2.4.5.3. Личный состав ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России:

получает информацию об обстановке в зоне ЧС (зоне проведения международной гуманитарной операции) и планируемой деятельности ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России;

осуществляет сбор и подготовку к применению оборудования, снаряжения и другого имущества, необходимого для выполнения задач (по условиям обстановки);

готовит необходимую документацию.

2.4.6. Организация работы психологической службы в зоне проведения международных гуманитарных операций.

2.4.6.1. Руководство ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России в зоне проведения международных гуманитарных операций осуществляется руководителем объединенной группировки сил и средств МЧС России.

2.4.6.2. Решение о порядке организации работ по психологическому сопровождению работ в зоне проведения международной гуманитарной операции принимается руководством объединенной группировки сил и средств МЧС России с учетом предложений старшего ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России.

2.4.6.3. Старший ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России:

организует работу ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России в рамках поставленных задач;
получает, анализирует и фиксирует информацию о текущей ситуации;
поддерживает постоянную связь с непосредственным руководителем, специалистом по психологическому обеспечению НЦУКС, информирует их о ходе проведения международной гуманитарной операций и, в случае необходимости, запрашивает информационную, методическую и другую помощь;
контролирует соблюдение специалистами ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России техники безопасности в зоне проведения международной гуманитарной операций;
предоставляет руководству отчет о проделанной и планируемой работе.

2.4.6.4. Специалисты ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России, выполняя задачи по психологическому обеспечению в зоне проведения международной гуманитарной операции, действуют в соответствии со своими должностными обязанностями, подчиняются старшему ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России, соблюдают технику безопасности в зоне ЧС.

2.4.6.5. По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов ФКУ ЦЭПП МЧС России составляет отчет о проделанной работе и предоставляет его руководству ФКУ ЦЭПП МЧС России и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС.

2.4.7. По результатам анализа оперативной обстановки организовывается работа телефона "Горячая линия" в соответствии с пунктом 2.5 настоящего порядка.

2.5. Организация и порядок работы телефона "Горячая линия" в чрезвычайных ситуациях и при пожарах

2.5.1. Телефон "Горячая линия" организовывается при возникновении и ликвидации последствий ЧС, повлекшей (могущей повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности населения, имеющей широкий общественный резонанс.

2.5.2. Целью организации телефона "Горячая линия" является оказание информационной поддержки и ЭПП пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС.

2.5.3. Решение об организации телефона "Горячая линия", её месторасположении и сроках работы принимается в ходе анализа оперативной обстановки при наличии необходимой информации (фамилия, имя, отчество, дата рождения пострадавшего в ЧС) начальником НЦУКС по согласованию с директором ФКУ ЦЭПП МЧС России (при возникновении и ликвидации ЧС федерального или межрегионального характера), руководителем территориального органа МЧС России (при возникновении и ликвидации ЧС регионального, межмуниципального или муниципального характера):

в ФКУ ЦЭПП МЧС России или филиалах ФКУ ЦЭПП МЧС России (по согласованию с директором ФКУ ЦЭПП МЧС России);
в субъекте Российской Федерации, где возникла ЧС;
в субъекте Российской Федерации, где проживает или куда направляется большинство пострадавших в ЧС.

2.5.4. В субъекте Российской Федерации телефон "Горячая линия" организовывается на базе телефона доверия территориального органа МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации, либо в целях обобщения поступающей информации - совместно с администрацией и социальными службами субъекта Российской Федерации.

2.5.5. Решением руководителя территориального органа МЧС России назначается лицо, ответственное за организацию работы телефона "Горячая линия".

2.5.6. При организации работы телефона "Горячая линия" в субъекте Российской Федерации выполняются следующие мероприятия:

согласуется место организации, привлекаемые силы и средства;
для работы на телефоне "Горячая линия" привлекаются психологи, а также другие специалисты, из числа наиболее подготовленных для работы с населением в условиях ЧС (далее - дежурные специалисты);
организуется круглосуточное дежурство на телефоне "Горячая линия", составом не менее 2-х специалистов в смене;

Телефон "Горячая линия" обеспечивается телефоном со специально выделенной линией и оборудованными рабочими местами, оснащенными факсом, компьютером, принтером, канцелярскими принадлежностями.

2.5.7. Дежурные специалисты подчиняются непосредственно руководителю, ответственному за организацию работы телефона "Горячая линия", и действуют строго в рамках поставленных задач, а именно проводят информационно-разъяснительную и психологическую работу с населением.

2.5.8. Дежурные специалисты, решая поставленные задачи должны:

знать обстановку в зоне ЧС (характер ЧС, степень завершенности ситуации, максимально доступные данные о пострадавших: фамилия, имя, отчество, дату рождения, место проживания, состояние, место нахождения (госпитализации)) и постоянно вести сбор, анализ и обмен информацией о текущей ситуации;

взаимодействовать с целью получения официальной информации с оперативным штабом, административными органами и службами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, Управлением информации МЧС России;

осуществлять в максимально короткие сроки поиск и уточнение информации в соответствии с запросами, поступающими со стороны пострадавших, близких и родственников погибших и пострадавших, а также служб, участвующих в оказании помощи пострадавшим, близким и родственникам погибших и пострадавших (региональные службы, административные органы медицинских, социальных, страховых служб);

использовать в работе только достоверную информацию, полученную из официальных источников, уполномоченных предоставлять сведения по ЧС;

информировать пострадавших, а также близких и родственников погибших и пострадавших в доступной для них форме, с учетом особенностей психического состояния; информацию, содержащую даты, цифры, адреса, телефоны и подавать медленно, четко, под запись;

фиксировать количество и характер обращений и концентрировать информацию ежесуточно к 9.00 ч. и 21.00 ч. (или в другое время по решению руководства) для подготовки отчета о работе телефона "Горячая линия".

2.5.9. Одновременно с подачей информации дежурные специалисты, имеющие психологическую подготовку, осуществляют работу по оказанию ЭПП пострадавшим, а также близким и родственникам погибших и пострадавших в ЧС.

2.5.10. Дежурные специалисты взаимодействуют через своего руководителя с ФКУ ЦЭПП МЧС России при необходимости получения методической помощи.

2.5.11. Взаимодействие со средствами массовой информации осуществляется при наличии соответствующего указания, полученного от уполномоченного должностного лица Управления информации МЧС России или должностным лицом информационного подразделения территориального органа МЧС России.

2.5.12. Информация о работе телефона "Горячая линия" доводится до заинтересованных лиц Управлением информации МЧС России или должностным лицом информационного подразделения территориального органа МЧС России путем распространения ее в средствах массовой информации. Информация о работе телефона "Горячая линия" также размещается на официальном портале МЧС России в сети Интернет.
 

Поделиться