Сегодня Конституционный суд в Санкт-Петербурге рассматривает дело москвича Алексея Остаева. Он единственный работник в семье с тремя детьми, один из которых инвалид: дочерям семь и двенадцать лет, сыну два года, а жена, по понятным причинам, не работает.
Алексей Остаев работал главным художником в фирме с декабря 2005 года, однако летом 2009 года его должность была сокращена.
Остаеву сообщили, что у его работодателя есть следующий список вакантных должностей: директор интернет-департамента, ассистент службы маркетинга, технолог производственного отдела, уборщик производственных помещений и редактор в редакции газеты.
Дальше события развивались довольно странно: Остаев выбирает должность директора интернет-департамента, работодатель внезапно обнаруживает, что тот не соответствует требованиям этой должности, и уже после того, как Остаев написал заявление на замещение поста директора, должность тоже сокращают.
Правда, прямо на улицу бывший главный художник не попал. Уволить его должны были с 14 сентября 2009 года, а с 13 сентября он уходит в отпуск, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 13 883,33 рубля. 1 июня 2010 года Остаев выходит на работу для того, чтобы в тот же день его уволили.
Он оспорил решение в Савеловском райсуде столицы, но проиграл.
Заявитель обратился в Конституционный суд, будучи уверен, что статья 261 Трудового кодекса, запрещающая расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей до трех лет, касается не только матерей, но и отцов. Он считает, что уход за ребенком до полутора лет не оговорен в законодательстве как исключительно материнский, поэтому и лишать отца права получать пособие в этот период - несправедливо. Тем более, что в этой семье отец - единственный кормилец, поэтому, убежден истец, подобное истолкование норм ущемляет не только его права, но и права всех отцов в многодетных семьях, где фактически работать может только отец.
Таким образом, судьям КС предстоит проверить на соответствие Основному закону часть 4 статьи 261 Трудового кодекса.
Это не первый случай, когда КС рассматривает требования о равноправии полов. Так, в определении от 21 декабря 2000 года было решено, что Основному закону не противоречит право женщин раньше уходить на пенсию, из-за физиологических отличий, а также "исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством". А в феврале 2009 года КС признал за инженером-электроником завода Михаилом Ермоловым право на получение пособия по временной нетрудоспособности (он присматривал за годовалой дочкой, пока жена была в больнице две недели).