Через две недели в Госдуме намечено второе чтение законопроектов, разработанных Министерством природных ресурсов, которые предусматривают стимулы и принудительные меры, побуждающие предприятия внедрять наилучшие доступные технологии.
Речь, конечно, идет об экономически рентабельных технологиях, минимизирующих образование отходов, выбросов, сбросов, - иными словами позволяющих более бережно относиться к окружающей среде.
В Совете Федерации прошел "круглый стол", посвященный обсуждению этих документов.
Как отметили эксперты, в целом появление таких законопроектов - это почти прорыв в области экологизации экономики. Хотя, конечно, некоторые вопросы и сомнения тоже есть.
Директор департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды минприроды Светлана Юрманова напомнила суть документов. В частности, предполагается разделить все предприятия на четыре категории по степени воздействия на окружающую среду - от особо опасных до оказывающих минимальное влияние. Для каждой категории будут свои меры регулирования. Внедрять наилучшие доступные технологии заставят всех. Для этого предусматривается несколько экономических "кнутов и пряников".
Во-первых, предлагается стопроцентный зачет платы за вредное воздействия на окружающую среду предприятиям, переходящим на новые технологии. Это очень существенно, поскольку с 2016 года плата повысится - сначала в 5, потом в 20 раз. Во-вторых, предусмотрено софинансирование из федерального бюджета ставки кредитов, взятых на переоснащение. В-третьих, планируется ввести ускоренную амортизацию, чтобы предприятия могли быстрее списывать основные фонды.
Проекты предприятий, не соответствующих "зеленым" принципам, с 2016 года предполагается вообще запретить. А с 2021 года ранее открытым, но не модернизированным компаниям включат "красный свет".
Также производителей обяжут утилизировать изготовленную ими продукцию, потерявшую потребительские свойства, как это уже много лет практикуется в развитых странах.
За что в этой связи переживают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП)? По словам зампредседателя комитета по экологической, технологической и промышленной безопасности организации Юрия Максименко, РСПП подготовило свои поправки и предложения к законопроектам на 40 листах. В частности, опасение промышленников вызывает то, что многие детали документа в нем самом не прописаны, а будут позже определены подзаконными актами, при составлении которых с бизнесом, скорее всего, никто советоваться не станет. Это, к примеру, и критерии разделения предприятий на особо, умеренно, незначительно и минимально опасные. И размеры повышающих коэффициентов за сверхнормированные выбросы.
Президенту Союза предприятий по сбору, переработке отходов производства и потребления Александру Таганкину не понятны механизмы, в том числе финансовые, с помощью которых будут внедряться положения об утилизации изготовителями своей продукции, потерявшей потребительские свойства.
Есть вопросы даже у Росприродресурсов, подведомственных Минприроды. По словам начальника управления экологического контроля ведомства Натальи Соколовой, сейчас деньги, взимаемые с предприятий за то, что они наносят вред окружающей среде, не используются на то, чтобы ее восстановить, они растворяются в бюджетах всех уровней. В прошлом году ведомство собрало более 24 миллиардов рублей штрафов. Из них на работу по обращению отходов и очистку сточных вод было выделено 35 миллионов.
"Пока эти деньги не будут аккумулироваться на спецсчетах и тратиться по целевому назначению, толку не будет", - считает она. И привела пример: за последние три месяца в России выявлено 8 тысяч незаконных свалок и еще 17 тысяч остались с прежних времен. Итого: 25 тысяч свалок.
Росприроднадзор начал требовать с регионов через суды возмещение ущерба в натуре, чтобы те вели рекультивационные работы. И по-хорошему деньги, собранные с предприятий, должны бы тратиться на это.