Из-за морозов Якутск окажется в траспортной изоляции

В республиканском центре морозы по ночам уже приближаются к 30-градусной отметке.

Речные суда давно попрятались в затоны, и лишь один паром, упорно не признающий наступившую зиму, осторожно, на самом малом ходу курсирует между берегами Лены, проталкиваемый во льдах ледоколом.

Последний паром

Этот паром - последняя ниточка, связывающая расположенную на левом берегу Лены столицу Якутии с остальным миром в пору ледостава. Беда и надежда местных шоферов, коммерсантов и отпускников, решивших под занавес осени пуститься в путешествие по стране на своих авто. Через несколько дней его тоже отправят на зимний отстой, и тогда до открытия ледовой переправы Якутск окажется в изоляции.

Продолжительность паромной переправы зависит от погоды, поэтому о дате последнего рейса никогда не объявляют заранее. Просто в одну не очень прекрасную ночь ударит такой мороз, что ледокол окажется не в состоянии провести в окрепших льдах тяжело груженную неповоротливую посудину. И тогда застрявшим на обоих берегах автомобилистам придется искать, куда пристроить до открытия зимника машины и где обитать в эту пору самим.

Особенно не позавидуешь тем, кто опоздал на последний паром на правом, противоположном от Якутска берегу. Туда из различных регионов приходят фуры, загруженные товарами для левобережья Якутии, в том числе скоропортящимися. Полбеды, если у причала застрянет грузовик с несколькими тоннами мяса. На морозе оно не протухнет. А вот если в рефрижераторе овощи или фрукты - возникает проблема.

Большинство паромов на Лене встают на зимовку, как только густеет шуга, или из-за осложнившейся обстановки случается серьезное происшествие. Были случаи, когда судно в мороз садилось посреди обмелевшей реки на мель, и пассажиров не могли снять с них более суток. А однажды два парома не разошлись в морозном тумане, и при столкновении погиб человек.

Раньше после подобных ЧП паромное сообщение прекращалось, и островная жизнь на левом берегу в период ледостава длилась порой более месяца. Овощи, в первую очередь обычный лук, становились дефицитом. Поэтому, как только река вставала, самые нетерпеливые коммерсанты перегружали доставленные на правый берег продукты из фур в маленькие грузовички и даже легковушки и по тонкому льду мелкими партиями везли их на правобережье "партизанскими тропами".

Госавтоинспекция организовывала на берегах посты, но взять под контроль всю реку невозможно. У живущих в прибрежных селах трактористов в эту пору было много работы. Вытаскивать из-подо льда провалившиеся машины приходилось часто, и хорошо, если обходилось без жертв.

Несколько лет назад речники стали использовать в пору осеннего межсезонья ледокол, позволяющий продлить навигацию. Рекорд был поставлен в прошлом году, когда паром ходил до 25 ноября. В эту пору смельчаки уже переходили реку пешком. До какого числа судно сможет перевозить машины и людей теперь, знают только в небесной канцелярии.

Каждый рейс по обледеневшей и обмелевшей реке в морозном тумане - это серьезный риск и затраты. Использование ледокола обходится в копеечку. Поэтому, чтобы перевезти на противоположный берег порожний "КамАЗ"-полуприцеп, надо заплатить 33 тысячи рублей. А каждая тонна груза - 970 рублей дополнительно. Крайним в этой цепочке оказывается покупатель, однажды обнаруживающий, что цены на прилавках магазинов поползли вверх.

На такси "с перевалкой"

Через несколько дней, когда последний паром уведут в затон, перебраться из Якутска на противоположный берег (и наоборот) можно будет на вертолете. Цена перелета на расстояние около двадцати километров - более двух с половиной тысяч рублей с человека. Но даже винтокрылая машина не в состоянии перевезти всех желающих. Это обстоятельство вызвало к жизни изобретенный местными таксистами способ перевозки людей через реку "с перевалкой".

Таксист, набравший пассажиров "до Якутска" в каком-нибудь из правобережных сел, довозит их лишь до берега Лены в том месте, где река поуже - менее двух километров. По тонкому льду люди переходят на противоположный берег. Там их поджидает напарник таксиста, благо сотовая связь сейчас работает исправно. И уже он доставляет уставших и озябших путников в город и развозит их по нужным адресам.

Что касается коммерсантов, они стараются спланировать работу так, чтобы до закрытия паромной переправы завершить перевозки.

- Но к межсезонью приспособиться практически невозможно, - рассказывает предприниматель Александр Васильев. - Как ни планируй, на трассе случается всякое. Любая поломка машины может привести к тому, что отправляешь фуру за товаром вроде бы вовремя, а в итоге водитель только корму последнего парома поцелует.

В подобную ситуацию город с почти 300-тысячным населением и жители окрестных населенных пунктов попадают дважды в год - осенью и весной. Уже в конце марта - начале апреля на ледовых переправах вводятся серьезные ограничения по весу автомобилей, а к середине апреля движение автотранспорта через Лену запрещается полностью. Между тем возле Якутска река очищается ото льда лишь в двадцатых числах мая.

Накануне ледохода способ перевозки людей на такси "с перевалкой" уже не работает, поскольку разрушающийся весенний лед не выдерживает человека. Этот период - страдная пора для владельцев полутора десятков глиссеров. Гул на реке стоит от рассвета до заката. Небольшие суденышки лавируют по полыньям между торосами, доставляя из Нижнего Бестяха в Якутск и обратно пассажиров и грузы.

Близок локоть

На 15 ноября в расположенном на правом берегу Лены поселке Нижний Бестях, прямо напротив Якутска, намечено знаменательное событие - укладка "золотого звена" на строящейся железной дороге. На правобережье будет праздник: стройка завершена, и через год, по плану, на этой линии начнется рабочее движение поездов. Сев на поезд в Нижнем Бестяхе, можно будет, пусть и с пересадками, доехать до любой железнодорожной станции страны.

Из Якутска тоже можно будет увидеть праздничный фейерверк на противоположном берегу. Но это тот локоть, который близок, да не укусишь. Впоследствии, когда от станции Нижний Бестях пойдут поезда, жителю столицы республики, прежде чем попасть в купе, надо будет, как и раньше, переправиться через реку - на пароме, вертолете, глиссере или такси "с перевалкой".

Расположенному в Якутске и любом другом левобережном населенном пункте предприятию придется по-прежнему приспосабливаться к превратностям межсезонья, чтобы получить или отправить по железной дороге груз.

Власти Якутии считают, что необходимо строить мост через Лену. Идея строительства мостового перехода несколько лет назад была согласована и одобрена во всех мыслимых инстанциях. А в Якутске уже давно отведены места под железнодорожную станцию со всеми ее атрибутами.

Но после согласований и принятых положительных решений грянул мировой финансовый кризис. Идею строительства моста он не обрушил, но серьезно пошатнул - уж больно дорог проект. В таком шатком состоянии этот план находится и сейчас.

- По поводу моста сейчас думают на федеральном уровне, - рассказывает руководитель пресс-службы министерства транспорта Якутии Михаил Сергеев. - Решение будет принимать высшее руководство страны. Как только дадут "добро", стройка закипит - у нас здесь все готово.

Тут надо отметить: пока еще все готово. Железнодорожные строители не случайно то и дело напоминают о своем существовании не только рекордами на укладке рельсов, но и регулярно появляющимися в СМИ репликами о том, что пора бы уже властям определиться с мостом. Оно и понятно: пока строительные отряды находятся на берегу Лены, им достаточно развернуться на 90 градусов, чтобы начать форсировать реку. Но уложат "золотое звено" и, оставшись без фронта работ, разъедутся со своей техникой и уникальным опытом кто куда. Попробуй, собери их потом...

- Пока на противоположном берегу не были уложены рельсы, сезонная изоляция города не воспринималась так остро, - делится своими переживаниями житель Якутска Максим Шомоев. - Ну не смог перебраться на ту сторону. Что там было, на той стороне? Несколько сел. А сейчас - вся страна...

На заметку

Как сообщает Главное управление МЧС по Якутии, безопасным для человека, стоящего на месте, является лед толщиной не менее 7 сантиметров, для сооружения катка - 12 и более, для совершения пешей переправы - 15 и более, для проезда легковых автомобилей - не менее 30, для грузовых автомобилей (в зависимости от массы) - от 30 до 60 сантиметров.