Александр Рар: Владимир Путин не будет избегать конфликтов с ЕС и США

Премьер-министр России Владимир Путин встретился с членами международного дискуссионного клуба "Валдай". Чтобы узнать о ключевых моментах беседы, "РГ" связалась с участниками встречи: директором Центра им. Бертольда Бейтса Германского общества внешней политики Александром Рароми директором европейских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николаем Злобиным.

Российская газета: В беседе с премьером была затронута тема создания Евразийского союза?

Александр Рар: Да, мы говорили об этом. Думаю, что он видит Евразийский союз, как некое автономное образование. И, как мне показалось, он не торопиться создавать из союза мост в Европу. Пока что это будет чисто экономическая организация. Евразийский союз можно сравнить с тем, каким был Европейский союз в 50-е годы. Премьер сказал, что нам необходимо таким же образом объединиться по экономическим интересам, создать общий громадный рынок до Владивостока, до китайской границы, для того, чтобы страны на пост-советском пространстве имели те же самые привилегии в сотрудничестве, в товарообороте, таможенной процедуре, как европейцы. Вряд ли эта схема уже обдумана. Но время покажет, как ситуация будет развиваться дальше. 

РГ: Вектор развития России направлен в Азию или в Европу?

Рар: Из высказываний премьера это непонятно. Думаю, все останется так, как он это делал в последние годы. Путин убежден, что сотрудничество с Европой продолжится

РГ: Затрагивали ли тему стагнации политической системы?

Рар: Ясно, что закручивания гаек не будет. Ключевая фраза была, что Россия сегодня уже достаточно стабильна. То, что надо было сделать, осуществлено. И теперь можно подумать о новых шагах к либерализации сложившейся системы.

РГ: Говоря о том, что еще предстоит сделать, затрагивалась ли тема инвестиций в Россию?

Рар: Он не акцентировал на этом внимания. Но с очень большим расстройством отметил, как в Европе все эти инвестиции закрываются из-за мер, придуманных Евросоюзом. Это было сказано в очень суровых тонах. И это наводит на мысль, что Путин не будет избегать конфликтов с Европейским союзом, так же как не будет избегать конфликтов с США по вопросу ПРО.

РГ: Какие еще вопросы внешней политики затрагивались?

Рар: Ничего нового во внешнеполитическим курсе нет. Необходимо выстраивать хорошие отношения с Китаем, США, ЕС. Был затронут вопрос Афганистана. Говорили о том, что в этом регионе началось распространение ядерного оружия, и это приведет к катастрофе. Коснулись проблемы Сирии. Путин не будет поддерживать политический подход нынешнего руководства Сирии. Но и безобразие, какое было в Ливии, надо постараться пресечь.

РГ: Каким был основной посыл беседы?

Рар: Запомнились слова премьера о состоянии России. Он говорил о том, что рождаемость сейчас выше, чем в последние 25 лет. И хотя некоторые проблемы по-прежнему остаются, но все же по целому ряду направлений состояние значительно улучшилось. Доходы населения выросли в два-четыре раза за последние десять лет. Улучшилась медицинская структура в стране, хотя этого еще недостаточно. Он говорил о том, что по нынешнему состоянию бюджета, Россия все меньше зависит от нефти и газа, и эта тенденция продолжит развиваться. То есть Путин дает политике самую лучшую оценку. Что же касается судьбы тандема, то он не прекратит свое существование.