В Пензе завершился фестиваль "мужского кино"

В четвертый раз пензенской публике предоставили возможность совершенно бесплатно посмотреть новинки авторского кино и фильмы, уже вошедшие в золотой фонд. В рамках кинофестиваля "Мужская роль" имени Ивана Мозжухина состоялось более трех десятков показов.

Фестивальный старт был дан на малой родине русской легенды немого кино Ивана Мозжухина в небольшом селе Кондоль. Местные жители успели привыкнуть, что каждую осень на их промозглые улочки, кажется, прямо с киноэкрана спускаются знаменитые актеры. Этот ноябрь не изменил традиции, разве что намел снега. Зябко кутаясь в пальто, Андрей Мерзликин пробивался к местному музею сквозь толпу зевак.

В доме, где прошло детство братьев Мозжухиных, сохранились многие вещи начала века. Особенно ценны парижские афиши фильмов с участием младшего Ивана. Они помогают воссоздать атмосферу давно ушедшей эпохи. Ровно сто лет назад состоялся дебют "короля экрана". Этот титул в немом кино присвоили Ивану Мозжухину еще при жизни.

В доме-музее гостей фестиваля встречали с малиновой наливкой. На закуску хозяева выставили варенье из помидоров и пшенную кашу с курагой. Опрокинув рюмку, Андрей Мерзликин пожелал фестивалю долгих лет жизни и посетовал, что пока никто не догадался организовать фестиваль женских ролей.

- Главная роль каждого мужчины - быть гражданином своей страны, мужем, отцом, защитником своей семьи, - считает актер. - И не важно, что ты делаешь. Главное, чтобы ты четко знал, в какой системе координат живешь.

Открывал фестивальную программу фильм "Брестская крепость", где Андрей Мерзликин сыграл героя Советского Союза, кстати, уроженца Пензенской области Андрея Кижеватова. Актер побывал на родине отважного пограничника, в селе под Пензой, которое теперь носит его имя. Здесь в школьном музее воссоздан макет Брестской крепости. Почти такой же был построен для съемок фильма.

- Это одна из самых близких мне ролей, - признался Андрей Мерзликин. - С моим героем мы оказались очень похожи. Во-первых, мы тезки. Во-вторых, оба - многодетные отцы. У меня тоже трое детей. Мне близка его несгибаемая жизненная позиция - надеяться только на себя.

В Пензе Андрей Мерзликин участвовал в премьерных показах фильмов со своим участием "Борис Годунов" и "Мир крепежа", которые еще не вышли в широкий прокат. А также представил к просмотру малоизвестную в России картину "Заблудившийся", рекомендованную от Казахстана на соискание премии Оскар. В ней он сыграл главного героя, который сбился с жизненного пути и ищет истинные ориентиры.

- Особенностью фестиваля в этом году стало то, что помимо "героев нашего времени" мы вынесли на суд зрителя и антигероев, - пояснила председатель пензенского отделения Союза кинематографистов России Светлана Старостина. - Это образы современных мужчин, которые осознанно или не очень выбирают путь заблуждения или безверия.

Программа кинофестиваля по ходу корректировалась. К сожалению, из-за болезни в нем не смог принять участие Александр Балуев. Зато случилась встреча пензенского зрителя с Андреем Соколовым. Правда, на этот раз он предстал перед публикой в неожиданном качестве. На правах кинорежиссера он привез в Пензу свой первый фильм "Артефакт".

- Как человек, который знает фестивальную кухню изнутри, я могу сказать, что общение, которое происходит на фестивале, эти встречи, разговоры, живой контакт - все это необходимо, - считает Андрей Соколов. - Это такая же важная часть творческого процесса, как денежные средства, которые мы тратим на создание продукта для кино или театра.

По итогам фестиваля причудливый кубок в виде царской короны и шутовского колпака, обвитых кинолентой, достались двум представителям актерского цеха. Андрей Мерзликин увез награду за роль в фильме "Брестская крепость". Александр Балуев отмечен за вклад в развитие российского кино. Организаторы пообещали передать ему кубок в Москву.

Прямая речь

Наталья Милосердова, гость фестиваля, член Гильдии киноведов и кинокритиков:

- У меня не возникает вопроса, зачем нужен этот фестиваль с участием звезд современного кино. Для меня ответ очевиден. Для художника главное - работать. Совершенно бессмысленно работать, если то, что он делает, не находит отклика. Каждый художник имеет, что сказать, и хочет быть услышанным. Изумительно, что подобные возможности предоставляет провинция.