Сегодня президент России Дмитрий Медведев принял участие в церемонии укладки "золотого звена" на железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот - Нижний Бестях в Якутии.
Это событие символизирует завершение строительства железнодорожного пути, который через БАМ и Транссиб надежно соединит Центральную Якутию со всей Россией. Однако на деле работы предстоит еще много и на линии, и на станции Нижний Бестях, расположенной на правом берегу реки Лены - против Якутска. А главная интрига, сохранявшаяся до последнего времени, заключалась в неведении якутян относительно того, будет ли принято решение о продолжении строительства железной дороги до столицы республики.
Дело в том, что Лена делит Якутию на две части. Сегодня рельсы пришли на правобережье. Но левый берег, на котором расположены Якутск и десятки сел и поселков, по-прежнему не имеет надежного сухопутного сообщения не только с другими регионами страны, но и с доброй половиной территории республики. Даже на церемонию укладки "золотого звена" московских гостей доставили из столицы республики вертолетами - не только ради скорости, но и потому, что другого способа перебраться через Лену в период ледостава просто нет.
Так будет ли принято решение о строительстве моста? Или на проект не найдется средств?
Дмитрий Медведев развеял эти сомнения. Под восторженные возгласы собравшихся на праздничный митинг он заявил:
- Нам надо соединить Якутск с железной дорогой, чтобы пройти через реку. Это обязательно надо сделать. Ведь железные дороги строятся не для того, чтобы металл просто лежал на земле. Все делается для людей.
При этом глава государства добавил:
- Скажу больше. У нас есть большие планы по строительству железных дорог на Севере, и я уверен, что они сбудутся.
Этого выступления жители республики ждали с 1985 года, когда отряд "Якутский комсомолец" уложил в Южной Якутии "серебряное звено", дав старт строительству трассы Беркакит - Якутск. Но с первого захода рельсы удалось довести лишь до города Томмота, преодолев всего половину пути.
В лихие 90-е стройка вообще остановилось из-за отсутствия финансирования. И только в 2008 году, благодаря поддержке правительства России, было найдено достаточно средств для ее завершения.
На строительстве пускового комплекса до Нижнего Бестяха освоено почти 36 миллиардов рублей. Железнодорожные строители уложили 890 километров рельсов, причем в последнее время темп был взят такой, что ежедневно укладывалось по полтора километра пути.
До конца нынешнего года и в 2012-м предстоит выполнить большой объем работ по балластировке пути и строительству железнодорожной инфраструктуры на правом берегу Лены. А в 2013 году на станцию Нижний Бестях уже пойдут поезда.
Как отмечают власти Якутии, пока сделано лишь полдела.
- Мультипликативный эффект для социально-экономического развития республики и страны в целом от строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск появится при завершении второго пускового комплекса, - считает министр транспорта и дорожного хозяйства региона Семен Винокуров. - Это прокладка участка до Якутска со строительством совмещенного мостового перехода через Лену.
В этом случае, по подсчетам специалистов, объем годовых перевозок по железной дороге на территории Якутии к 2020 году достигнет 14,4 миллиона тонн грузов против нынешних двух миллионов. Кратно вырастут пассажирские перевозки. А главное, жители левобережной части республики уже не будут чувствовать себя оторванными от остального мира.
Дмитрий Медведев заявил и о более отдаленной перспективе - продолжении линии от Нижнего Бестяха до Магадана. Есть и другой вариант: провести рельсы дальше, до Уэлена, и через тоннель под Беринговым проливом выйти на Аляску. В этом случае на территории России появится кратчайший транзитный коридор из Америки в Европу.