В Конституционном суде проходят седьмые Сенатские чтения, посвященные судьям и судейской профессии: выяснилось, что большая часть судей женщины, среди новичков очень много выходцев из судебного аппарата, и люди в мантиях предпочитают работать там, где родились, выросли и учились - то есть не переезжают.
Оригинальный портрет человека в мантии возник в результате представленного проректором Европейского университета в Питере Вадимом Волковым доклада, сформулированного по итогам исследований, которые включали анкетный опрос судей судов общей юрисдикции (мировых, районных и судов субъектов федерации) в шести регионах РФ из шести федеральных округов, всего 760 анкет, а также 18 экспертных интервью с судьями, анализ судебной статистики, а также интервью с работниками следственных органов и прокуратуры. Все они проводились в период с декабря 2010 по март 2011 года.
- В последние 10 лет судейское сообщество значительно обновилось, - сообщил Вадим Волков. - Если разделить судей на профессиональные когорты по периоду вступления в должность, то структура выглядит так: 12% судей вступили в должность еще в советское время, 28% в 1990-е годы, 59% - после 2001 г. То есть в профессии преобладают постсоветские судьи с большим перевесом в сторону тех, кто пришел во время стабильности и после улучшения условий работы судей в начале нулевых годов. Доля судей советского периода уменьшается.
По итогам исследования стало понятно, что проще всего попасть в судейский корпус через работу в аппарате судов (секретари, помощники): судей, имеющих такой опыт работы, в выборке 33,3%.
Вторая по значимости удачная стартовая площадка в прокуратуре, опыт работы в этом органе исполнительной власти имели 22,1% судей.
Кроме этого, в судьи идут юристы из государственных организаций (18,6%) и следственных органов, 16,7%.
Из юристов частных компаний и адвокатов в судьи попадают относительно мало - 12,4% и 12,6% соответственно.
При этом все они приносят в судейский корпус свою субкультуру. Так, рассказывал Вадим Волков, кандидаты в судьи, которые выдвигаются председателями из работников аппарата судов, представляют обособленную группу: "Это носители навыков, которые опытные судьи, особенно председатели судов, считают ключевыми: умение готовить документы, проекты решений, вести делопроизводство, т.е. бюрократическая сторона дела. При высокой нагрузке, судьи сильно зависят от аппарата, и эффективная работа с процессуальными документами определяет успешность судьи в системе, где четкое соблюдение процессуальных сроков является одним из двух главных критериев оценки работы судьи. Соответственно, судьи, вышедшие из аппарата судов, являются носителями организационной дисциплины. При этом эта группа судей занимает должность в относительно молодом возрасте". И большинство в этой группе женщины.
- Из прокуратуры в судьи идут по большей части мужчины, причем в более зрелом возрасте, они чаще потом специализируются по уголовным делам. Ценность бывших прокурорских работников, по признанию судей, состоит в их высокой компетентности в юридических, процессуальных вопросах, - признает проректор, - Если прокуратура является профессионально близкой субкультурой по отношению к судейскому сообществу, то к адвокатской профессии отношение настороженное, если не враждебное. Адвокаты воспринимаются в судейском сообществе как проводники коррупции, не столько как профессионалы, выступающие в судебном процессе как сторона защиты, сколько люди, пытающиеся "решать вопросы". Соответственно, в сложном процессе подбора и назначения судей эта неформальная установка сказывается на доле выходцев из этой профессии, которая остается невысокой.
Также в ходе исследования судей спрашивали, какие качества они считают наиболее важными: специализация, бескорыстие, дисциплинированность, непредвзятость, гуманность, справедливость, знание буквы закона, независимость, внимательность (аккуратность). Это нормы, комбинация которых образует своего рода портрет идеального судьи.
"Знание буквы закона (законность), справедливость и независимость составляют нормативное ядро, а гуманность, дисциплинированность, специализация и бескорыстие являются периферийными", - подытожил Волков.
Еще более интересные данные выявились, когда учитывался возраст и пол судьи.
"По мере перехода от советской когорты к первой пост-советской и к наиболее молодой явно снижается важность бескорыстия как профессиональной нормы, но значимо растет важность таких бюрократических качеств, как дисциплинированность и аккуратность. Также возрастает акцент на знании буквы закона - что может быть отражением как роста профессионализации, так и общего усложнения, уплотнения и изменчивости законодательной среды в 2000е годы", - заявил проректор.
Кроме того, у мужчин и женщин разный идеал судьи.
- В мужском идеале судьи больше бескорыстности, справедливости и независимости. Но меньше дисциплинированности, ответственности и внимательности. В женском идеале судьи, соответственно, больше дисциплинированности, ответственности и внимательности, но бескорыстие справедливость и независимость там менее значимы, - и тут докладчик напомнил, что 66% судей составляют женщины.
Кроме того, изучение судейского корпуса обнаружило, что большинство судей работает в том же регионе, где они выросли и где получили юридическое образование - 77%. "Судей, которые не росли и не учились в том регионе, где они работают, всего 8%", - при этом проректор уточнил, что в целом в российском обществе только 55% людей живут и работают там же, где родились и выросли, а 45% сменили географию. "Длительное нахождение в одном и том же сообществе неизбежно рождает неформальные взаимозависимости - таково свойство социальной укорененности", - считает Вадим Волков.
- Зеркало нужно всем, чтобы увидеть собственное лицо, и обществу тоже, - подытожил чтения председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, - глядя в него женщина становится более красивой, а мужчина - более мудрым.
Кстати, в самом КС всего три женщины из 19. Судья КС Сергей Казанцев, отвечая на вопрос "РГ", не хотят ли они учесть выводы и увеличить число женщин в своих рядах в соответствии с общей статистикой, отшутился: "Да, можно было бы изменить закон о Конституционном суде, так чтобы их было не менее 66% или 666%".