Госдума пытается вернуть строительный госзаказ к простой схеме конкурсов

В минувший четверг Госдума приняла законопроект, который резко изменит ситуацию в строительном госзаказе. Он разрешает размещать заказы на строительство и ремонт на конкурсах. Сегодня практически во всех случаях, кроме особо опасных и сложных объектов, заказчик обязан проводить электронные аукционы.

С точки зрения авторов законопроекта депутатов Госдумы Мартина Шаккума и Александра Хинштейна, эта норма позволит отсечь недобросовестных строителей, которые демпингуют на торгах. С этим согласно и минэкономразвития, давшее положительное заключение на законопроект.

Этого решения определенная часть строительного сообщества добивалась полтора года. Главный аргумент тот, что стройка - дело очень сложное. Победителем аукциона может стать любая контора типа "рога и копыта", не имеющая ни опыта, ни квалифицированных людей, ни техники, ни денег. Они сбивают цены, выигрывают аукцион, а потом строят такое, что страшно становится, или вовсе исчезают. Оппоненты говорят, что конкурсная система позволяет чиновникам подгонять условия и результаты конкурса под "свои" компании. По оценкам экспертов, стройка и ремонт в общем объеме госзаказа (5-6 триллионов рублей) составляет 3 триллиона. При этом откаты чиновникам при проведении конкурсов достигают 50 процентов от суммы заказа.

Как и следовало ожидать, Федеральная антимонопольная служба дала на законопроект отрицательное заключение. Как заявил "РГ" начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев, данный законопроект - "чистый лоббизм, что приведет к всплеску коррупции". По его мнению, сегодня достаточно механизмов отсечения недобросовестных исполнителей. Это, в частности, обязательное членство в СРО, предоставление финансового обеспечения заявки и исполнения контракта. Кроме того, если начальная цена контракта выше 50 миллионов рублей, то участник торгов должен представить доказательства того, что у него уже есть опыт аналогичных работ.

Любопытно, что законопроект выскочил на пленарном заседании Госдумы совершенно неожиданно. Депутаты должны были рассматривать поправки в 94-ФЗ, которые касались совершенно других вопросов. Но авторы решили в последний момент "пристегнуть" и эту - о строительстве. И сразу принять ее в первом и втором чтениях.

По мнению гуру отечественного госзаказа, генерального директора Агентства по государственному заказу Республики Татарстан Якова Геллера, "конкурс - это субъективная оценка заказчика, это перевод чиновника в поливариантное поведение, а коррупция - это как раз поливариантность действий чиновника". "Возврат к конкурсам - смерть малому бизнесу, - убежден эксперт. - Любой чужак здесь не пройдет. Каждый шаг, который душит конкуренцию, душит экономику". Впрочем, Яков Геллер предполагает, что в Совете Федерации более внимательно отнесутся к тому, за что голосуют, и на законопроект может быть наложено вето.