22.11.2011 12:37
Поделиться

Полпред в УрФО: В коммунальной сфере лучше обойтись без революций

На вопросы корреспондента РГ отвечает полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Евгений Куйвашев.

Российская газета: Евгений Владимирович, не проходит и дня, чтобы не было о сообщений о конфликтах между жильцами домов и управляющими компаниями, о непонятно откуда взявшихся коммунальных счетах, о сомнительных тратах председателей ТСЖ... Может быть, необходимо приняться за ревизию законодательства о ЖКХ?

Евгений Куйвашев: На мой взгляд, законодательство о ЖКХ достаточно обширно, оно позволяет сторонам регулировать взаимоотношения между собой, в том числе и конфликты. Поэтому главное сейчас научить как потребителей, так и производителей коммунальных услуг пользоваться законодательством. А правоохранительные органы и органы государственной власти должны следить за исполнением законов.

РГ: Вы знаете, читатели газеты, причем из разных городов и регионов, свидетельствуют об одном и том же: пишем заявление в полицию с требованием привлечь к уголовной ответственности проворовавшегося мошенника-председателя ТСЖ, но нам отказывают! Мол, у вас есть устав ТСЖ - вот по нему и действуйте, считаете, что председатель украл у вас деньги - идите в суд. И вообще тут - гражданско-правовые взаимоотношения, а не уголовные.

Куйвашев: Так не должно быть! Если не реагируют - надо писать заявление в прокуратуру: глава государства дал специальное поручение, что по таким случаям правоохранительные органы обязаны провести проверку заявлений граждан. Конечно, под эту "статью" не должны попадать бытовые проблемы между жильцами и председателем ТСЖ, но если он жулик - законные меры должны быть приняты. Если отказывается реагировать на заявление и прокуратура, то надо общаться в приемную полномочного представителя президента.

На самом деле, серьезные системные проблемы у ЖКХ, безусловно, есть. Они связаны, в первую очередь, с недоремонтом сетей, домов. Так сложилось исторически: есть большие города, где на протяжении последних 15 лет не вкладывали средства в инфраструктуру ЖКХ вообще. Но есть проблемы и несистемного характера.

Вот смотрите, мы следим за исполнением закона об энергосбережении. Понятно, что жильцы должны платить только за фактически потребленные услуги, следовательно, повсеместно должны быть установлены приборы учета. Но все это накладывается на изношенность инфраструктуры: какой смысл устанавливать прибор учета, если потребитель будет платить де-факто, а поставщик - предоставлять услугу по изношенной трубе, из-за протечек до потребителя дойдет процентов 30 воды! Какое тут энергосбережение? Следовательно, надо найти такой баланс, при котором и инженерные сети будут в порядке, и потребитель будет платить за фактически потребленную услугу.

Некоторые бывшие союзные республики, когда они вошли в Евросоюз, чуть ли не за один день подняли цены за кубометр воды с 19 рублей до 6 евро. Эти деньги пошли на модернизацию, ремонт, внедрение новых технологий в ЖКХ. Но общество и потребители должны быть готовы к такому скачку, должны быть способны платить такие деньги! Наша страна пошла другим путем, и я считаю, верным: плановым, поэтапным. Сегодня мы уже почти на 100 процентов установили узлы учета на всех муниципальных объектах, в следующем году они должны появиться на всех жилых домах. Сэкономленные деньги пойдут на модернизацию ЖКХ. Ничего другого, как двигаться шаг за шагом в реформе ЖКХ, у нас нет.

РГ: Два личных наблюдения. Первое. В нашем доме самые большие долги за коммуналку не у бедных пенсионеров (те как раз платят исправно), а у хорошо зарабатывающих людей, у молодежи. При чем последние поголовно - при новых машинах. Второе наблюдение. Знакомые живут в Англии, купили машину, но почти не ездят на ней: надо платить за въезд в центр Лондона, за парковку. Во-вторых, если не заплатить за коммуналку (а там она очень дорогая), - тебя в пять секунд отключат от воды и электричества… Думаю, кстати, российские мегаполисы поэтому и стоят в одной большой пробке, что коммуналка у нас относительно недорогая. Да и за ту можно годами не платить - никто тебе ничего не сделает...

Куйвашев: Не думал о такой взаимосвязи: между пробками и коммунальными платежами… Вы знаете, у нас страна с богатейшими ресурсами. В отличие от некоторых стран Европы, у нас есть и вода, и газ, и нефть - для наших граждан мы можем и должны создавать приемлемые условия жизни. Когда-то, напомню, почти 90 процентов коммунальных услуг датировалось государством. И сегодня благодаря своему ресурсному потенциалу мы способны не задирать цены на коммунальные услуги. Но, с другой стороны, мы должны быть бережливыми, рационально использовать ресурсы. Мы обязательно придем к этому, но за один год этого не сделать. И европейские страны пришли к этому не сразу. Это должно происходить эволюционно, ни в коем случае не революционно!

Что делать с теми, кто не платит за услуги? Это рутинная работа ТСЖ. На должников нужно подавать в суд, через приставов добиваться выплат: не нужно таких людей выпускать за границу, можно наложить арест на их автомобиль - в следующий раз человек задумается! Ну, а если у человека нет денег и пока не предвидятся, ТСЖ, управляющая компания могут привлекать должников на выполнение необходимых работ. Например, чтобы долг был отработан покраской стен или уборкой снега. В Тюмени, кстати, есть такие примеры. Это тяжелая работа, но это цивилизованный путь возвращения долгов. Это задача, кстати, и для мэра города: отслеживать, что происходит с долгами по коммуналке и как они возвращаются.

РГ: В этом году - отличный урожай в Челябинской, Курганской, Тюменской областях. Вроде бы, надо радоваться за сельское хозяйство, но вот фермеры Курганской области почти на грани разорения: упали закупочные цены…

Куйвашев: Да, в этом году собран рекордный урожай зерновых - около восьми миллионов тонн. Урожайность в среднем по округу достигла 21,7 центнера с гектара, в то время как в прошлом году не превысила 12 центнеров. Наибольший средний показатель урожайности достигнут в Тюменской области -28,3 центнера! Такого не было очень давно. Что тут произошло? Меняются агроприемы, по-другому используются удобрения, совершенствуется агрокультура. В Курганской области освоили идею вспашки, которая витала еще в советское время, но ее массово не применяли. Технология эта не нарушает биопотенциал почвы, и она становится благодатной для зерновых. Почти на 30 процентах курганских полей применяют такие технологии, новую технику… Все это дает положительные результаты.

Последствия прошлогодней засухи преодолены. Регионы округа полностью обеспечили себя и зерном, и картофелем, и овощами. Более того, что касается зерна, то у нас не только созданы переходящие остатки на следующий год, но и серьезное количество зерновых будет направлено на экспорт.

Но, как у нас всегда бывало - "нет урожая - проблема, есть урожай - проблема". На высокий урожай рынок отреагировал снижением закупочных цен. Этой ситуацией мы всерьез обеспокоены. На сентябрьской II Межрегиональной агропромышленной выставке, которая, как вы помните, прошла в Екатеринбурге, на окружном Совете с губернаторами регионов округа, представителями Минсельхоза России, руководителями ассоциаций сельхозпроизводителей и крупных сельхозпредприятий мы обсуждали, что необходимо предпринять, чтобы гармонизировать ситуацию. Это, например, проведение зерновых интервенций, повышение закупочной цены на зерно, установление льготных железнодорожных тарифов для зернопроизводителей округа, а также льготных цен на минеральные удобрения и энергоресурсы, выделение дополнительных льготных квот на ГСМ, принятии целевых мер поддержки за счет средств федерального бюджета в отношении фермерских хозяйств. Сейчас ситуация уже иная, но проблемы с вывозом зерна были и отчасти остаются.

Вместе с тем очевидно: ставка только на вывоз зерна из региона, на его продажу не оправдана. Нужно учиться перерабатывать зерно: развивать животноводство. Такие планы в Курганской области созрели. Я разговаривал с тюменцами - они приняли решение о строительстве птицефабрики нового поколения. Кроме того, я познакомился с соответствущей программой Челябинской области. На Южном Урале достаточное количество потребителей зерна из сферы животноводства и птицеводства. И сегодня там нет проблем с вывозом, с продажей зерна. Оно используется тут же, на территории области.

Это, пожалуй, главный способ приведения ситуации к норме. Так поступают во всех развитых аграрных странах, там сбор урожая связан с непосредственным использованием, переработкой. Сегодня наши регионы формируют планы внутреннего использования зерна, при таком подходе в сельское хозяйство, кстати, могут пойти и бизнес-инвестиции. И они уже пошли.

РГ: В связи с хорошим урожаем, что происходит с ценами? Полпредство продолжает следить за розничным рынком?

Куйвашев: Да, продолжает, причем в еженедельном режиме. Задача прежняя - не допускать необоснованного повышения цен. Если где-то прошло повышение цен, мы обязательно раскладываем цену на составляющие, замечаем что-то необоснованное - тут же извещаем антимонопольную службу. Сейчас предстоит работать с закупщиками зерна, которые, бывает, выкручивают руки сельским хозяйствам.

В целом анализ цен на основные продукты питания свидетельствует, что продовольственный рынок Уральского федерального округа стабилизировался. В Свердловской области отмечено снижение цен на все продовольственные товары первой необходимости, кроме говядины. В Курганской области отмечено наибольшее в округе снижение цен на муку пшеничную и крупу гречневую. В Тюменской области цены на все социально значимые продукты питания также снижаются. В остальных регионах округа отмечен как незначительный рост, так и снижение цен на социально значимые продукты.

РГ: Когда шла подготовка к началу учебного года, мы рассказали о челябинской школе, где ввели современную систему безопасности. При помощи турникетов и электронных карточек можно проследить дошел ли ребенок до школы, когда из нее вышел… А что происходит в целом по Уральскому федеральному округу в сфере обеспечения безопасности детей в школах?

Евгений Куйвашев: Примерно то же, что и в Челябинске. Количество школ, использующих различные средства охраны, в частности, тревожные кнопки, увеличивается. Максимальные показатели обеспечения безопасности ребят в учебных заведениях - а это противопожарная, антитеррористическая безопасность - достигнуты в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. В Екатеринбурге системы безопасности примерно 90 процентов школ уже отвечают требованиям.

Понятно, что в сельских школах, все проще. Когда в школе 1200 учеников, необходимо применять современные технологии, а в сельских школах, где триста-пятьсот учеников и все друг друга знают, может быть, достаточно и наличия участкового. Здесь каждый руководитель УВД должен оценивать ситуацию сам, и там, где это необходимо, обеспечивать школу техническими средствами. Я еще не слышал, чтобы это требование не выполнялось. Поэтому считаю, что ситуация тут стабильная, но расслабляться, конечно, не будем.

РГ: Кто о чем, а мы, екатеринбуржцы, каждую зиму - об уборке снега! Когда бываем у наших коллег по РГ в Тюмени, то кажется, что там лучше убирают снег, да и вообще круглый год значительно чище. Или просто кажется?

Куйвашев: Нет, не кажется. Дело тут в традиции. В Тюмени давно так заведено - выпал снег, его надо тут же убрать и вывезти из города. Долгое время руководство Екатеринбурга, как вы знаете, считало, что убирать город от снега, а тем более - весной, когда от него особенно много грязи, - это бесцельная трата денег: все равно скоро же растает! Другой пример. В свое время я был зимой в небольшом европейском городке. Меня поразило, насколько он завален снегом! У нас, в Тюмени, мэрию бы жители города не поняли. Спрашиваю у мэра города - а почему не убираете снег? Он отвечает, что посоветовались с горожанами: снег вывозим или деньги сэкономим, на что-то другое потом истратим? Решили - лучше сэкономить… В принципе, можно поступать так, как в Тюмени, можно - как в Екатеринбурге. Главное, чтобы это решение поддерживали горожане.

РГ: На прошлой неделе бюро по проведению Всемирных выставок приняло решение: Екатеринбург - один из пяти официальных претендентов на проведение ЭКСПО-2020. По вашим ощущениям, удастся городу обойти конкурентов?

Куйвашев: Как известно, тут фундамент победы - наличие развитой инфраструктуры города-претендента. Но я уверен, что члены жюри будут обращать в первую очередь внимание на желание и целеустремленность команд, которые готовят проект проведения выставки. Нужно составить программы подготовки к выставке так, чтобы ее участникам и гостям было удобно приехать в Екатеринбург, находится в городе, нужно показать оргкомитету, что мы можем сделать все, что задумали. Я вхожу в оргкомитет по подготовке к ЭКСПО-2020, и сам будут работать над тем, чтобы выставка прошла в нашей стране, в Екатеринбурге. Признаюсь, я с некоторым пессимизмом относился к тому, что Универсиада может пройти в нашей стране. Но Казань показала: победить можно! И у Екатеринбурга тоже все получится, главное - правильно сформировать инвестиционные планы. Так что настрой у меня оптимистичный: у нас есть все шансы и предпосылки, чтобы выиграть право на проведение Всемирной выставки.

РГ: Идет подготовка к выборам в Госдуму, в законодательные собрания некоторых субъектов федерации округа. Есть ли какие-то нарушения? На что полпредство настраивает участников предвыборной кампании?

Куйвашев: Да, кроме выборов в Государственную Думу 4 декабря будут избираться также депутаты Тюменской областной Думы и Законодательного Собрания Свердловской области. Состоятся и выборы в органы местного самоуправления на территории всех регионов округа. Выборы в Тюменскую областную Думу пройдут на территории трех субъектов Федерации - юга Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Так что региональные избирательные кампании охватят 4 из 6 субъектов округа.

Мы настраиваем все политические партии активно вести агитацию, чтобы избиратели пришли на избирательные участки. Настраиваем вести предвыборную кампанию честно и открыто, не спекулировать на этно-конфессиональных темах. Правоохранительным органам поставлена задача жестко и своевременно реагировать на действия агитаторов, которые ведут к противостоянию людей разных национальностей. Еженедельно обсуждаем ситуацию, рассматриваем итоги проверок.

Сегодня идет понятная и ожидаемая перепалка между участвующими в выборах партиями: одни указывают на то, что конкуренты используют административные ресурсы, другие указывают на запрещенные приемы. Но мы постоянно держим контакт со всеми участниками предвыборного процесса, чтобы за рамки допустимого партии не выходили.

РГ: По вашему мнению, высокой будет активность избирателей?

Куйвашев: Думаю, да. Сегодня мероприятий политического характера процентов на 20 больше, чем было в прошлую кампанию - партии окрепли, имеют средства на предвыборные мероприятия, на агитацию. Граждане, как мне кажется, с интересом следят за избирательной кампанией. А, следовательно, можно ожидать и высокую явку избирателей на участки.