Ярославская семья попробует доказать в суде право не учить детей в школе

Семья из Даниловского района доказывает свое право не учить детей в школе. За что рискует лишиться прав родительских.

Назад к природе

Чтобы попасть на заседание Даниловского районного суда, куда его вызывали уже восемь раз, глава многодетной семьи Михаил Шайденко часа 1,5-2 идет по целине, зарослям кустарника и грязному месиву, именуемому здесь дорогой, потом по гравию, садится в селе Шаготь на автобус и едет до Данилова. Грязные резиновые сапоги и рюкзак он оставляет у хорошего знакомого, переобувается в ботинки и только тогда отправляется в обиталище районной Фемиды. Несколько раз с ним ходили-ездили старшие дети - 16-летняя Василиса и 13-летний Борис. Девятый раз в суд Шайденко пойдет, видимо, уже по сугробам.

Такой беспокойной жизнь Михаила стала после того, как районные власти решили наконец выяснить, каким образом и насколько успешно грызут гранит науки четверо младших членов его семьи: уже названные Василиса и Борис, а также 10-летний Владимир и 7-летний Тимофей.

Дело в том, что деревня Ладейки, где вот уже четыре года живут Михаил Шайденко и Юлия Даниловская с детьми, давно необитаема. Построенная на берегу реки Ухры, она когда-то была многолюдной и даже имела некоторую "специализацию", что отразилось в ее названии (здесь делали ладьи), но в перестроечные времена деревенька захирела, и к 2007 году здесь оставались лишь четыре избушки, да и те едва живые.

Это-то глухое место и выбрали для жизни бывшие горожане. Когда Юлия и Михаил встретились, за плечами обоих было по неудачному, с их слов, браку и несколько записей в паспорте на странице "Дети": у Юли - четыре, у Михаила - одна. Вскоре на этой странице у них появилась очередная запись, одинаковая у обоих, когда родился их общий сын Тимофей.

Юля закончила в свое время хорошую ярославскую школу с углубленным изучением английского языка, да еще и музыкальную по классу фортепьяно, но в вуз не поступила. Немного поработала помощником воспитателя в детсаду и вышла замуж, после чего уже не работала. Михаил вуз тоже не закончил, хотя учился в ярославском университете на факультете информатики и вычислительной техники, но позже несколько лет работал, с его слов, ведущим специалистом отдела информационного обеспечения одного из управлений московского Водоканала.

Дочь Михаила и старший сын Юлии остались с родными матерью и отцом, а четверо детей поначалу уехали с мамой и Шайденко в деревню Малышево под Ярославлем. Но там, рассказывает Михаил, в километре от дома гудело Костромское шоссе, в 800 метрах громыхала железная дорога, а сверху в аэропорт "Туношна" заходили на посадку самолеты… В общем, очень хотелось тишины. К тому же дом, в котором они жили, принадлежал бывшему Юлиному мужу, и надо было все равно когда-то выселяться. Потому взяли они в руки карту, газету бесплатных объявлений и начали искать…

Так вошли в их жизнь даниловские Ладейки. Здесь соединилось многое: красота места, река, уединенность и даже в какой-то мере то обстоятельство, что Юля и выбранный для жизни район Ярославской области - "однофамильцы". В общем, купили они у хозяев самый крепкий ладейковский домишко и кусок земли, все оформили и переехали. Вопрос, чем они в этой глуши будут заниматься, перед нестандартным семейством не стоял: все от мала до велика знали - обрабатывать землю и жить тем, что она дает.

После переезда, правда, выяснилось, что в деревне нет электричества - охотники за цветметом скрутили со столбов провода и украли трансформатор. Но это обстоятельство смущало отважную семью недолго: главная проблема - стирка - была решена привлечением к делу всех без исключения членов семьи, что, по мнению родителей, даже развило в детях стремление к аккуратности. Электроплитку заменила русская печь, лампы накаливания - свечи, холодильник - погреб. В телевизоре же и тем более компьютере новые жители Ладеек не нуждались. Чем ближе к природе, считают они, тем лучше.

Они сбежали от городского шума, грязи, суеты и сумятицы, чтобы жить естественной жизнью в согласии с природой, вести натуральное хозяйство, своими руками лепить свой мир, ни от кого не зависеть и никого ни о чем не просить. Этакий экзистенциализм по-ладейковски.

Почему бы и нет? Да ради бога - свобода личности у нас гарантирована Конституцией. Однако созданный крестьянский оазис уже давно находится в зоне юридической "турбулентности".

Геометрия в огороде

Если бы Юля с Михаилом приехали одни - никто бы вопроса не задал. "Да просто здорово, что в заброшенной деревне кто-то поселился, - говорит замглавы Даниловского сельского поселения Светлана Иванычева. - Мы только радуемся, когда деревня оживает". Но с супружеской парой приехали четверо детей. Трое из них на тот момент были школьного возраста, и ответственных за образование чиновников не мог не смутить тот факт, что ни за одной из местных школ родители детишек не закрепили. "Где же и как они учатся?" - задались резонным вопросом чиновники.

Однако попытки прояснить ситуацию вылились в судебный процесс.

- Был проведен первоначальный выезд в семью, - рассказывает помощник прокурора Даниловского района Александр Алексеев. - Но родители не пустили комиссию в дом и не пошли на контакт. Им неоднократно посылались уведомления о необходимости определиться с формой обучения детей, заключить договор со школой, но все было безрезультатно. На комиссии по делам несовершеннолетних Шайденко и Даниловская были привлечены к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей в плане образования. Но и это ничего не изменило. Члены комиссии не смогли даже увидеть детей и оценить условия их жизни, не говоря уж об их здоровье и уровне знаний.

- Неожиданно к нам явились какие-то люди, восемь человек, - объясняет свою позицию Михаил. - Не все даже с документами. С какой стати я должен впускать их в дом? Это моя частная собственность, моя территория. А если наши дети не ходят в школу, это не значит, что мы их ничему не учим. Мы их учим сами, дома.

И объяснил, что такое "сами" и "дома": без учебников, между делом, в процессе, так сказать, бытия. Например, геометрию можно изучать, копая грядку, ведь само слово "геометрия" значит - мерить землю: параллельные грядки, перпендикулярные, лопата стоит вертикально, лежит горизонтально… Следят ребятишки за жизнедеятельностью растений, принимают роды у коз - изучают биологию, выходят вечером под звездное небо и разглядывают созвездия - получают астрономические знания. Историю изучают по Ключевскому, литературу - читая в кругу семьи. Так, в последнее время все вместе читали и обсуждали "Капитанскую дочку" Пушкина.

- В школе для ребенка главное - оценка, а это уже стресс для незрелого организма, - уверен отшельник-психолог. - Мы это испытали на собственном опыте и опыте наших старших детей. В детях нужно развивать стремление познавать, умение анализировать. Читая, мы всей семьей рассуждаем, анализируем. Такие семейные чтения помогают детям разобраться в самих себе и в человеческих взаимоотношениях.

Единственный юный житель Ладеек, посещавший когда-то школу, - 16-летняя Василиса. Она два года отучилась в ярославской Вальдорфской школе, после чего образовывалась только на дому. (Почему это не беспокоило ярославских чиновников от образования - тоже хороший вопрос). Старший Юлин сын, 19-летний Василий, оставшийся с родным отцом в Ярославле, благополучно закончил среднюю школу и сейчас учится в вузе. С матерью он иногда созванивается. Но не приезжал ни разу.

- Ты сама ему звонишь, - уточняет Василиса. - А это большая разница.

Пожалуйста, говорят чиновники, учите ребятишек дома, но только заключите с какой-нибудь школой договор, чтобы дети периодически проходили аттестацию и в итоге получили документ об образовании. Но отшельники упорствуют: не надо нам ничего. А если понадобится аттестат, позовем репетиторов и все получим. Хотя региональное положение о семейном образовании гарантирует даже возмещение родителям затрат на обучение ребенка на дому.

Препирательства закончились тем, что комиссия по делам несовершеннолетних Даниловского района обратилась в суд с иском о принуждении Даниловской и Шайденко организовать образование детей согласно действующим в стране стандартам. После нулевой реакции ответчиков в суд полетел второй иск - об ограничении их родительских прав, а за ним и третий - уже о лишении родительских прав.

Лишь после этого, признается замначальника районного управления образования Светлана Галкина, дело сдвинулось с мертвой точки. Комиссии удалось попасть в дом, увидеть детей и в общих чертах оценить окружающую их обстановку. Выезжал на место и районный прокурор Геннадий Кропотов. Поняв, что семья трезвая и даже некурящая, а дети вполне довольны жизнью, члены комиссии на очередном судебном заседании два последних иска отозвали, оставив лишь один - об образовании. Это требование закона - обеспечить поучение детьми основного общего образования - и должны выполнить ладейковские отшельники.

Если они этого не сделают, "упраздненные" иски, по логике, полетят в суд снова. "Нам придется вернуться к вопросу об ограничении этих людей в родительских правах, - говорит заведующая отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Даниловской администрации Антонина Корнева. - У нас не будет другого выхода".

Однако ладейковские родители упорствуют, и продолжения "саги", судя по всему, не избежать.

Мальчишки с косичками

Чтобы добраться до Ладеек, нам пришлось нанимать в колхозе трактор с прицепом. Всю дорогу прицеп так мотало и кидало по чавкающей грязи, что мы с фотографом то и дело рисковали вывалиться за борт. Шестикилометровое путешествие длилось 45 минут.

Ладейки встретили унынием поздней осени и блеянием пасущихся овец: овец и коз у семьи 35 голов. От коз получают молоко, мясо овец продают - это основной источник дохода (в год, прикинул глава Ладеек, заработать получается примерно 120 тысяч рублей). Сами же не едят ни мяса, в том числе куриного, ни рыбы. "Хотим безубойности", - объяснил Михаил.

На небольшом пятачке земли торчат четыре покосившиеся избушки, построенные в лучшем случае в начале прошлого века. В той, что покрепче, живут нью-ладейковцы. Еще в одной помещаются животные. Заборов нет вообще. Неподалеку от дома семья недавно разбила сад, правда, саженцы пока настолько малы, что о собственных яблоках можно не мечтать еще как минимум пятилетку, а то и две.

Навстречу приезжим выбежал подвижный мальчуган лет семи - оказалось, десятилетний Владимир. Он деловито провел фотографа по всей усадьбе, показав огород, место для стирки белья, обиталище коз и овец. И… через пару минут уже выделывал "кренделя" на крыше одного из домов. Продемонстрировав гостям чудеса ловкости, он так же быстро спустился на землю и побежал помогать матери загонять коз. Вскоре домой с основным стадом вернулся главный пастух - 13-летний Борис. Парень пас подопечных пять часов кряду.

Живут шестеро Даниловских-Шайденко в двух небольших комнатках. Причем львиную часть одной из них занимает русская печь. Здесь же прихожая, умывальник, кухня и обеденный стол. Привычных диванов и кроватей нет, если не считать двухъярусного сооружения для двух младших детей. Еще одно двухместное ложе устроено на полу. Белье, объяснили супруги, они днем с постелей снимают.

Остальные члены семьи, видимо, спят на печи и на "приступочке" у печи. Тесно до крайности. Летом население избы рассредоточивается по сеновалам и прочим "холодным" помещениям - вот тогда здесь почти просторно. Только сколько ж этого лета в году?

Обоев на стенах нет, зато в доме имеется совершенно фантастическая для деревенского жилища вещь - пианино. Юля инструмент сберегла, и по вечерам в Ладейках музицируют и поют хором, причем в основном бардовские песни. А к 65-летию Победы ладейковские отшельники со своими песнями даже выступали в клубе села Шаготь, чем всех удивили. Но вообще, праздников в их жизни немного: дни рождения, даже детские, не отмечают и подарков не дарят - "день рождения у человека только один, а все остальное лишь временнЫе рубежи". 8 марта тоже не в чести, и даже Новый год здесь предпочитают календарно связывать с началом нового сезона сельхозработ.

Когда все пришли домой и разделись, выяснилось, что мальчишки ходят с длинными девичьими косами (у Владимира - хвостик). На вопрос, почему, коротко ответили: "Так удобнее". Если надеть на этих пацанов юбки - получатся стопроцентные белобрысенькие девчонки. Забавная прихоть…

Привезенный мною торт и свежие ватрушки в Ладейках не взяли - "такое не едим". Взамен угостили ржаными лепешками на постном масле. С непривычки "печенюшки" жевались с трудом.

Едят здесь только то, что растят и делают сами. Жуют долго и тщательно - по мнению главы семьи, так быстрее приходит насыщение, а потому требуется меньше продуктов. Что не растет в огороде - мука, крупы, соль, сахар, масло, мыло, свечи и прочее - закупают два раза в год на оптовой базе. Доставляют с помощью знакомого на "буханке", когда дорога до Ладеек высыхает или замерзает.

…Василиса ловко управляется с ухватом, горшками и кастрюлями возле печки. Как будто провела за этим занятием всю свою жизнь. Ей уже 16 - девица на выданье, да и о будущем подумать пора…

- Я хочу жить здесь! - говорит девушка. - Хочу приводить землю в порядок, потому что она зарастает, а так быть не должно. Лес заброшенный, река в иле.

- А без подружек не скучно?

- Нет. У меня есть братья, мама и папа. Главное - чтобы с самим собой было нескучно. Потому что если с собой скучно, то и в любой компании невесело.

Философы здесь, похоже, все. Однако библиотека невелика: в основном потрепанные журналы, тонкие книжки, несколько справочников и энциклопедий, столько же экземпляров художественной литературы, учебников нет совсем.

- А если повзрослеете и захотите уехать? - спрашиваю ребят. - Без документа об образовании трудно будет жить.

- Захотим - и уедем! - звонко выпаливает Вовка.

- Да? - удивленно-строго спрашивает Юля. - Ну-ка, расскажите, куда вы уедете… Зачем мы сюда приехали? Правильно - жить. А еще зачем? Землю поднимать, восстанавливать, приводить в порядок. Возрождать заброшенные деревни. Правильно.

Строгий тон матери возымел действие: ребятня замолкла и уезжать раздумала.

Ни один из них, по словам Михаила, не появился на свет в роддоме (исключительно - в домашних условиях), все живут без прививок. Хотя медицинские полисы есть у каждого. Правда, бумажки эти пока не требовались - дети, со слов родителей, не болеют.

- Мы не пользуемся аптечными лекарствами, не употребляем никакой химии, поэтому и дети здоровы, - уверен Михаил.

По его мнению, технический прогресс ни к чему хорошему не привел.

- Пушкин писал при свечах, на бумаге и пером, а сейчас какой техники только нет… Одного нет - поэта уровня Пушкина, - доказывает свою мысль глава семьи.

Привет от Анастасии

Однако десятилетний парень, похожий на семилетнего, - тоже не норма. Не вегетарианство ли тому причина? Это могут определить только медики, но медиков сюда не пускают…

Смутило еще одно. Когда мы ехали в Ладейки, представлялось, что увидим пусть старый дом, но такой, к которому, как говорят, "прикладывают руки". Тем более что момента заезда сюда новых жильцов прошло четыре года. Увы, такого впечатления жилище даниловских отшельников не оставило. Больше всего подходит к увиденному все же именно слово "разруха". Даже баня, по словам Михаила, "рухнула", и мыться семья ходит к ближайшим соседям - в деревню за два километра от Ладеек. (Каково это зимой-то?) Хотя для мужчины "с руками" смастерить баню, пусть самую простецкую, в общем, дело немудреное. Но вот именно умелых, мастеровых рук, как показалось, в Ладейках и не хватает. Денег на то, чтобы кого-то нанять и построить, судя по всему, тоже. А потому чье-то будущее в этом подгнившем деревенском раю представляется весьма туманно.

О каком-то подъеме сельского хозяйства в отдельно взятых Ладейках говорить тоже, в общем, не приходится: в местный колхоз на работу никто из взрослых не просился, и фермерством заниматься они тоже не планируют. Здесь просто хотят спокойно самодостаточно жить. Как можно более автономно от государства. Хотя кое-что от государства они все же получать не гнушаются: Михаил - инвалид третьей группы по сердечно-сосудистому заболеванию и имеет пособие.

Любопытным, однако, показалось то, что в интернете имя Михаила Шайденко упоминается в связи с творчеством известного в определенных кругах писателя Владимира Мегре, "подарившего" своим поклонникам мифический образ Анастасии - сибирской отшельницы, которая бродит по тайге красивая и полуголая, дружит с лесным зверьем и спасает мир от бед . Взошедшее на этой почве движение анастасиевцев (по-другому - "Звенящие кедры России") как раз и продвигает идею о создании на территории страны экопоселений и родовых поместий, очень похожих по сути на то, что появилось в Ладейках. Так, читаем: "Адреса объединений, созданных читателями книг В.Мегре. Ярославль. Неформальное объединение читателей "Звенящие кедры". Шайденко Михаил Александрович SkyWorker@rambler.ru"; " Ярославль. Инициативная группа Экопоселение под Ярославлем. Михаил Шайденко SkyWorker@aport.ru". Эти и другие аналогичные сообщения - не последних лет, но взгляды, судя по всему, больших изменений не претерпели. Хотя ладейковские отшельники и отрицают какую-либо причастность к обозначенному выше движению. Да, интересовала тема экопоселений, говорит Михаил, но это было лет десять назад.

Когда же на сайте анастасиевцев находишь: "С годами отрастают волосы, которые, как спутниковая антенна, принимают тонкие вселенские мысли. Клетки головного мозга активируются и пробуждаются, точно и четко воспринимая тонкую вселенскую информацию. Процесс естественного образования идет до 9 лет. Волосы помогают более четкому и ясному восприятию ребенком вселенских мыслей и пониманию себя в мироздании на интуитивном уровне. До 9 лет волосы до плеч мальчикам очень нужны. Современный стереотип короткой стрижки мужчин только губит молодой мозг мальчиков, клетки мозга не активируются и получают искаженную вселенскую информацию", - многое встает на свои места. Во всяком случае, мальчишечьи косы уже не удивляют…

Кстати, мысли о негативном воздействии школьного обучения на детскую психику и даже физическое развитие тоже легко отыскиваются в книгах Мегре. Впрочем, откуда родом убеждения - собственные или где-то почерпнутые, в данной ситуации не важно. Копья ломаются над головами детей, которые (хотя бы младшие) сами пока не в состоянии адекватно оценить плюсы и минусы жизненного пространства, в котором они оказались. И той свободы от школы, которой они сейчас упиваются.

Понятно, что сегодня дети кричат: мы будем жить только здесь и только так! - в любой семье потомство воспитывают в соответствии с царящими там взглядами. Но во сто крат будет ценнее, если они то же самое закричат лет в 18 - после общения со сверстниками, учителями, пройдя курс школьных наук и заимев об этом документ.

К сожалению, в отличие от папы с мамой, получивших образование и уже потом сделавших свой выбор, у детей из Ладеек, если оставить все как есть, выбора не будет - родители за них его уже сделали. Значит, не будет у них и свободы, за которую - парадокс - даниловские отшельники так упорно бьются.

Кстати

Девятое заседание по делу Даниловской и Шайденко назначено на 28 ноября.

Комментарий

Михаил Груздев, первый заместитель директора департамента образования Ярославской области:

- Очень непростая ситуация, которая требует спокойного, вдумчивого решения. Мы видим свою задачу в том, чтобы предложить  родителям варианты обучения детей. Это семейное обучение и экстернат. Если бы в  деревне было электричество,  можно было бы предложить дистанционное обучение. В любом случае семья должна заключить договор со школой. Когда мы говорим "образование в РФ" - то подразумеваем соответствие стандартам.  То есть обучение в любой форме должно происходить с  проведением промежуточной аттестации.  Отказ от нее  является нарушением закона.

 Семья не может ограничивать  потенциальные возможности своих детей.  А в данном случае она их ограничивает.  Дети лишаются возможности в дальнейшем самостоятельно двигаться по жизни.

Конституция РФ

Статья 43

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования

Закон РФ "Об образовании

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

Положение о семейном образовании 

(утверждено постановлением администрации Ярославской области от 01.03.2005 № 40)

1. Общие положения

1.3. Семейное образование является формой освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.

1.4. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт.
Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.