23.11.2011 23:10
    Поделиться

    18 тысяч ветеранов обеспечат "тревожной кнопкой"

    18 тысяч ветеранов будут обеспечены "тревожной кнопкой"

    До конца года столичные ветераны получат техническую возможность в любой момент позвать на помощь, нажав "тревожную кнопку".

    На вид это обычный мобильник, но на обратной стороне - большая желтая клавиша с надписью "SOS". Даже с подагрическими пальцами не составит труда нажать. При этом раздается пронзительный сигнал тревоги - будто "скорая" прорывается сквозь пробки. Его услышат и в соседней квартире, если человеку вдруг станет плохо. Вызов тут же поступает в диспетчерский центр дома ветеранов.

    Столичные власти планировали до конца года бесплатно обеспечить такими мобильными "тревожными кнопками" 15 тысяч участников войны. Но подсчитали, и цифра выросла до 18 тысяч. Сейчас в московском Доме ветеранов войн и Вооруженных сил оформляют договоры с клиентами, распечатывают последние коробки с приборами. Как они облегчают жизнь старым фронтовикам, выяснял корреспондент "РГ".

    "Скорая" в кармане

    - Наша служба работает круглосуточно, - рассказывает начальник диспетчерской Александр Абраменко, бывший связист-подводник, - днем дежурят по 4 человека, ночью - по 2. В день бывает по 150-200 звонков. Сегодня, например, к 18.00 зафиксировано 287 вызовов. Правда, большинство из них связаны с проверкой работы недавно установленной "тревожной кнопки". У нас есть база данных на всех ветеранов-абонентов, которые ее получили. Когда поступает звонок, диспетчер уже видит, от кого он.

    Вся информация высвечивается на мониторе: фамилия, адрес, медицинское заключение по результатам обследования, имена и контакты сиделки, соседей, соцработника.

    Все обращения, как и предпринятые действия, записываются в журнал. Листаем.

    "Женщина-ветеран пожаловалась на боль сжимающего характера "за грудиной", которая отдается в левую руку. Вызвана "скорая". Номер наряда 697397. Ветерану рекомендовано до приезда врачей принять таблетку аспирина с большим количеством воды".

    "Квартиру ветерана затопило водой - вздулись полы. Приходил инженер из ДЕЗа, составил акт. Ветеран просит отремонтировать полы".

    "Требуется помощь в установке поручней в квартире, так как после перенесенного перелома шейки бедра ветерану трудно передвигаться по квартире. Писал заявление в управу, но помощь не оказали. Передано на контроль начальнику службы Абраменко А.В."

    "У женщины ампутирована левая нога. По квартире передвигается на костылях. Помогает социальная сиделка, которая приходит ежедневно на 4 часа. Но ветеран просит, чтобы ей помогали в течение всего дня. Передано старшей группы сиделок".

    - В конце каждой смены, - говорит Абраменко, - эти записи передаются соцработникам, которые проверяют, что сделано. Например, был ли врач, принесли ли лекарства. Или звонят в ДЕЗ, требуя прислать слесаря-ремонтника. И пока не добьются результата, держат ситуацию под контролем. Кроме того, в журнале отмечается, когда был последний вызов. Если ветеран не обращался больше двух недель, диспетчеры должны сами ему позвонить, поинтересоваться самочувствием.

    "Дочка, поговори со мной"

    "Тревожные кнопки" стали внедрять в Москве по инициативе самих ветеранов-активистов, которых поддержал мэр Собянин. Еще в марте их насчитывалось 400 (в первую очередь выдавали одиноким и лежачим ветеранам войны), а сейчас счет идет уже на тысячи. Соответственно, и служба диспетчеров увеличивается: сначала сюда набирали только медсестер и фельдшеров, потом добавились юристы, даже компьютерщик, чтобы связь с ветеранами была бесперебойной. По словам операторов, бывают дни, когда приходится вызывать по 3-5 "скорых". - Но к нам обращаются не только с медицинскими проблемами, - говорит начальник Центра надомного обслуживания Московского дома ветеранов Николай Покидюк. - У кого-то батареи холодные - надо звонить в ДЕЗ, необходим ремонт - в префектуру. Кому-то срочно понадобилось социальное такси, а заявку требуют подавать за 10 дней. Бывают жалобы на хулиганов, которые шумят под окнами, тогда вызываем полицию. Если у человека сломался старый холодильник или плита, обращаемся в районное управление соцзащиты, чтобы обеспечили его новой техникой. В общем, наша задача - оказывать неотложную медико-социальную помощь.

    Еще ветеранам очень важно общение. Особенно тем, кто одинок и не выходит из дома. "Дочка, поговори со мной", - просит иногда старый фронтовик.

    - Среди них есть такие интересные люди, - говорит соцработник по Северо-Восточному округу Элина Мирцхулава. - Я раньше тоже работала диспетчером, с некоторыми ветеранами подружилась по телефону. Это сейчас они слабые и немощные, а в войну были героями. Вот Александр Исаакович Буневицкий в 17 лет стал военным разведчиком, судьба - хоть роман пиши. Сейчас практически ослеп, но по-прежнему жизнелюбив. Я ему часто звоню. Он уверяет, что знает 4,5 тысячи анекдотов. Без анекдота и разговор не начинает. Мы часами разговаривали - почти родными стали. Для многих ветеранов "тревожная кнопка" - как окошко в мир. А кому-то и жизнь продлит.

    Прямая речь

    Людмила Алексеевна Переселенцева, 88 лет, в войну синоптик в штабе ВВС МО:

    - Мне выдали "тревожную кнопку" одной из первых - еще в марте. Я уже 6 лет после перелома шейки бедра не выхожу из дома. Передвигаюсь на костылях или на коляске. Костыли хорошие, легкие, но неустойчивые. Раз упала - сутки просидела на полу, не могла до телефона дотянуться. А недавно, когда мне стало плохо, нажала "кнопку", и тут же девушка отозвалась: "Что с вами?" И вызвала "скорую". Врач приехал, даже кардиограмму сделал. Теперь у меня и сиделка есть - тоже Дом ветеранов направил. Она каждый день приходит на 4 часа. И санаторий на дом приезжал - 21 день врачи и соцработники заботились обо мне. Вообще в последнее время ветеранам стало намного больше внимания. Грех жаловаться.

    Кстати

    В Московском доме ветеранов войн планируют закупить для пожилых горожан более совершенные устройства "тревожных кнопок" - трекеры с JPS-навигацией. Они меньше мобильного телефона, их можно повесить на шею. Там тоже есть кнопка "SOS", при нажатии на которую не только передается сигнал тревоги, но и координаты местонахождения. Это особенно важно для стариков, у которых с возрастом ослабевает память. Некоторые забывают, куда они ушли и как вернуться домой. Для них такие приборы необходимы.

    "Горячая линия" департамента соцзащиты населения Москвы: 8 (495) 623-10-59

    Поделиться