После назначения даты президентских выборов Совет Федерации занялся важным для сената делом - внутренним реформированием.
Реструктуризация Совфеда предполагает изменения в регламенте, о чем и рассказал глава профильного комитета Владимир Кикоть. Он сообщил, что с учетом сокращения постоянных органов сената необходимо исключить президиум совета палаты. Также он рассказал о том, что в регламенте предусмотрена возможность утверждать глав и первых замов комитетов единым списком. Кроме того, теперь до 90 минут может быть увеличена продолжительность правительственного часа, а сенаторам по его итогам будет дана возможность высказаться в течение трех минут.
Красноярский сенатор Вячеслав Новиков выразил некоторое недоумение в связи с тем, что список руководства комитетов вносит спикер: "Мы можем непосредственно на заседании палаты избрать председателей, замов и т.п. единым списком без учета мнения комитета... В прежние времена такая норма была связана понятно с чем - все люди были новые, еще друг к другу не притерлись. Почему сейчас это происходит? У нас что, члены друг друга не знают? В чем логика?" Валентина Матвиенко пояснила, что это - решение Совета палаты. "При подготовке предложений проходили самые широкие консультации со всеми. Это плод коллективного труда. Такое право и поручение было дано председателю на совете палаты. Я такого предложения не вносила. Мне дали поручение, я его исполнила".
"Не надо скопом выбирать - уже не малые дети, все друг друга знают, - ответил Новиков. - А консультации - это не мнение самого комитета. А так - неожиданно появляется норма о том, что председатель СФ может принять решение об увеличении количества заместителей. То есть комитет - это орган председателя, а не сената. Эклектично".
Однако Матвиенко стремилась избежать любой конфронтации: "Работа над уточнением и изменением будет продолжаться, - успокаивала она красноярского сенатора. - Это только первая часть. Вопросы коллеги Новикова требуют обсуждения, к ним надо вернуться. Но чтобы мы сегодня завершили формирование, надо документ принять".
Перед тем как озвучить новый состав глав комитетов, Валентина Матвиенко рассказала о том, что отбор был очень непростым: "Учитывались многие факторы - высокий профессионализм, опыт работы, необходимость сменяемости, более широкая география регионов. Руководство страны неоднократно заявляло о важности ротации. Мы реализуем этот подход. В будущем необходимо вместе подумать над механизмами, которые позволят сделать ротацию регулярной".
"Есть высказывание Талейрана - нет расставания более горестного, чем расставание с властью. У нас не будет таких ощущений, потому что все остаются действующими сенаторами и продолжат свою работу, утешила Матвиенко коллег. - Укрупненные комитеты будут более эффективно работать и влиять на решение государственных вопросов. Это скажется на статусе и авторитете нашей палаты".
Далее председатель Совета Федерации огласила список руководства реформированных комитетов.
Объединенный комитет по бюджету и финансовым рынкам возглавил председатель нынешнего Комитета по бюджету Евгений Бушмин. Его первым замом стал экс-глава Комитета по финрынкам Дмитрий Ананьев. Должности первых заместителей получили также Владимир Петров и Сергей Иванов. Комитет по экономической политике возглавил Андрей Молчанов, который в старой структуре занимал пост председателя Комитета по делам СНГ. Его первым замом стал Валентин Завадников, экс-глава Комитета по промышленной политике. Главой Комитета по социальной политике стал Валерий Рязанский, у него три первых заместителя - экс-глава комиссии по физкультуре, спорту и олимпийскому движению Вячеслав Фетисов, бывший руководитель комиссии по делам молодежи и туризму Владимир Жидких и Лариса Пономарева, которая по сути осталась на своем месте.
Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике возглавит Зинаида Драгункина, причем в ее комитете больше всего первых замов. Трое из них в старой структуре возглавляли соответствующие направления работы: Юрий Солонин курировал образование, Виктор Лопатников - культуру, Людмила Нарусова - информационную политику. Комитет по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества возглавил Николай Федоров. Его первыми замами стали бывший глава конституционного комитета Алексей Александров, Николай Шаклеин и Борис Шпигель. Председателем Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера стал Степан Киричук.
Четыре сенатора сохранили статус-кво: Виктор Озеров по-прежнему руководит Комитетом по обороне и безопасности. Михаил Маргелов, как и раньше, занимается международными делами, главой Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности остался Владимир Кикоть, Геннадий Горбунов остался главой Комитета по аграрно-продовольственной политике, с той разницей, что раньше в названии его комитета присутствовал рыбохозяйственный комплекс, который в новой редакции уступил место природопользованию.
Красноярский сенатор снова остался недоволен: "Я не иронизирую и не шучу, но как мне голосовать, если я резко против одного человека в списке?" "Я бы на вашем месте проголосовала за весь список, - предложила Валентина Матвиенко. - Вспомню еще одну цитату - о политической зрелости говорит то, если вы будете голосовать так, как я". Спикера услышал не только Вячеслав Новиков - сенаторы единогласно проявили политическую зрелость.
В тот же день Совет Федерации утвердил бюджет на 2012 год. По традиции его защищал глава Минфина. Исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов ответил на вопросы сенаторов, которых бюджет интересовал "в региональном разрезе". "Мы с вами недавно рассматривали корректировки бюджета, - напомнил он в начале выступления. - С тех пор параметры не поменялись и основные показатели остались без изменений". Он сообщил, что ожидаемый профицит федерального бюджета планируется направить на сокращение заимствований и увеличение резервов, и предложил субъектам поступить так же. "В этом году ожидали исполнения бюджета субъектов с дефицитом 45 миллиардов, но ситуация показывает что они получат 210-220 млрд дополнительных доходов, - рассказал Силуанов. - Надо обратиться к регионам с предложением не тратить эти деньги на текущие расходы и новые обязательства, а сохранить, чтобы следующий год мог пройти более стабильно, более успешно. В следующем году непонятная ситуация с тем, какие процессы будут к нам доходить из Европы, поэтому субъектам тоже нужно застраховаться".