С 15 ноября в России начался муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Если в школьном этапе олимпиады могли участвовать ученики с 5 по 11 класс, то в муниципальном - с 7 по 11. В этом году в школьном этапе олимпиады приняли участие около 7 млн ребят. Ожидается, что в муниципальном будут участвовать около 1,5 млн.
Первые два этапа олимпиады - самые массовые. Конечно, далеко не все участники сумеют дойти до регионального и тем более - заключительного этапа, но значение и ценность этих массовых этапов в том, что они дают возможность почти всем ребятам показать свои способности и знания. Кроме того, массовые интеллектуальные состязания развивают у школьников интерес к науке, прививают навыки соревновательности и формируют устойчивость к психологическим стрессам. Ведь участие в олимпиаде - довольно серьезная психологическая нагрузка. Муниципальный этап проходит не в стенах родного учебного заведения и требует от ученика высокой стрессоустойчивости. Важно не растеряться на конкурсе, сконцентрироваться на решении задачи, уложиться в положенное время и при этом показать как можно более высокий результат.
Именно на школьном и муниципальном этапе определяются не только яркие таланты, но и самые сильные ребята, которые способны показать высокие результаты в учебе. Так что эти этапы имеют большую важность не только для самих школьников, но и для их преподавателей.
Задания для муниципального этапа сложнее, чем для школьного. Если на школьном детям предлагается, к примеру, на литературе два варианта заданий на выбор, то в муниципальном - три. Это может быть комплексный анализ художественного текста, интерпретация поэтического текста или задания по теории, истории литературы и культуре, иными словами, литературно-творческая работа.
"Организаторы могут выбрать один из вариантов", - поясняет Лев Тодоров, председатель центральной предметно-методической комиссии по литературе Всероссийской олимпиады школьников. Он, кстати, является автором книг для учителей, составленных по олимпиадным заданиям, где рассматриваются не только задания, но и даются рекомендации, как дать правильные ответы на них. Что касается другого важного предмета - математики, то задания для муниципального этапа составляются по шкале усложнения.
"Их сложность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым - более 50%, с третьим - около 20%, а с последним - лучшие из участников олимпиады", - говорит председатель центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников Назар Агаханов. - Возможны задания не только из школьной программы, но и из программ математических кружков, где занимались дети. Так что у тех, кто получает в школе не слишком высокие отметки, но усердно занимается предметом в кружке, есть шансы блеснуть знаниями".
Задания по математике могут быть творческими, и при их оценивании учитывается не только верный ответ, но и логика рассуждений школьника. И если допущены малозначительные ошибки, но ход решения правильный, ученик все равно получит высокий балл. Любое правильное решение на муниципальном этапе по математике оценивается в 7 баллов. За верное решение при небольших недочетах в работе школьнику поставят 6 баллов. Если ошибки есть, но логика рассуждения правильная и после двух-трех исправлений задача будет верно решена, школьник получит 5 баллов. А зачеркивания, исправления и т.п. вообще не являются причиной для снятия баллов.
Правила Всероссийской олимпиады допускают участие в разных этапах победителей и призеров не только этого года, но и прошлого. Это правило обеспечивает представительство на Всероссийской олимпиаде школьников всех регионов. И даже там, где в этом году не было очень сильных олимпиадников, в очередном этапе участвуют победители прошлого года.
В Москве муниципальный этап Всероссийской олимпиады традиционно проходит по округам. Как пояснил "РГ" Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, в столичном муниципальном этапе примут участие 190 000 школьников.
"В этом году на школьных этапах было выдано более 300 000 дипломов. Ученики участвовали в олимпиадах по двум-трем дисциплинам. И даже если в школе не было сильного учителя-предметника, мы находили возможность на базе нескольких учебных заведений провести состязание. Москва показала очень высокий уровень участия школьников в олимпиадах. В среднем каждые два ученика пробовали свои силы в трех олимпиадах", - рассказал Иван Ященко.
Накануне каждого этапа олимпиады для столичных учителей проводятся интернет-консультации, в сети можно найти задания прошлых лет с подробными объяснениями, как их решать. Учителя могут заниматься на курсах повышения квалификации, где им обязательно прочитают лекции по работе с одаренными детьми.
Что касается математики, то в Москве творческие педагоги-предметники объединяются в своеобразные клубы. В них лучшие учителя, например, преподаватель математики из центра образования N 218 Александр Блинков, проводят мастер-классы и разбирают тонкости олимпиадных заданий для одаренных, дают учителям консультации и объясняют, как поддержать талантливого ученика.
"Мы сейчас обучаем учителей, которые будут проверять олимпиадные задания. Ведь тут, соблюдая определенные и прописанные правила проверки, важно не проглядеть искорку таланта у школьника", - говорит Иван Ященко.
Такая же серьезная подготовка к муниципальному и региональному этапу идет во всех российских регионах. Накануне проходят обязательные тренинги для учителей и учеников. К примеру, в этом году такие тренинги успешно прошли в Калининграде, где на базе школы-интерната для одаренных "ШИЛИ" собрались на слет более 50 школьников из всех муниципалитетов области и победители олимпиады прошлого года. По мнению ректора Калининградского института развития образования Лилии Зорькиной, тренинги помогают командам успешно выступить.
В Петропавловске-Камчатском в муниципальном этапе примут участие более двух тысяч учеников. Школьники Дальнего Востока часто бывают в числе лучших на заключительном этапе Всероссийской олимпиады. Одна из причин в том, что работу с одаренными детьми там начинают уже с начальной школы. Для учеников 3-4 классов регулярно проводятся интеллектуальные игры, которые прививают интерес к творчеству и познанию.
Наталия Бочарова, ответственный секретарь РСОШ:
- Через олимпиады нам удалось значительно повысить уровень взаимодействия вузовского и учительского сообществ. Еще одним безусловным достижением мы считаем формирование в регионах мощных олимпиадных центров. Среди них - Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Томск, Казань, Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и другие.
Алексей Наумов, доцент географического факультета МГУ, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по географии:
- В этом году Всероссийская олимпиада школьников по географии отмечает 20-летие. За это время россияне привезли с международной олимпиады по географии 5 золотых медалей, что говорит об очень высоком уровне знаний по этому предмету. Хотя не секрет, что в школах сейчас географии уделяется не так много внимания, как раньше. И олимпиады - прекрасная возможность найти тех, кто интересуется этой дисциплиной, поддержать увлечение ребят. На моей памяти был случай, когда победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады стал ученик из села, у которого в старших классах география вообще не преподавалась - не было учителя. Всю программу этот старшеклассник прошел сам, стал победителем олимпиады, поступил в МГУ и защитил диссертацию.
Самые лучшие результаты обычно показывают регионы, где хорошо выстроена цепочка "вуз - школа", где университеты и центры по поддержке одаренных детей активно сотрудничают со школами и помогают учителям. Это, к примеру, Башкирия, Санкт-Петербург. В Башкирии, к примеру, есть учительница, которая за последние пять лет подготовила 5 победителей и призеров Всероссийской олимпиады по географии! Этот опыт надо, конечно, изучать и рассказывать о нем другим учителям.
Алексей Расторгуев, профессор кафедры экспериментальной астрономии МГУ, председатель центральной предметно-методической комиссии по астрономии:
- Многие современные направления науки идут из астрономии, она дает пищу фундаментальной физике. Неслучайно в этом десятилетии уже две Нобелевские премии по физике были присуждены астрономам. И у ребят эта наука вызывает огромный интерес, несмотря на то, что ее нет в школьной программе. Так что Всероссийские олимпиады по астрономии проходят лишь благодаря кружкам, домам детского творчества, планетариям, где занимаются ребята, и тем редким школам, где сохранили факультативы по астрономии. В Москве таких школ 20, поэтому в городском этапе олимпиады и принимают участие по полторы-две тысячи ребят. То же самое и в Санкт-Петербурге.
У нас в Астрономическом институте на дни открытых дверей приезжают тысячи детей, терпеливо ждут своей очереди, чтобы посмотреть в телескопы на звездное небо. И это обнадеживает, что у нас есть смена. А то, что нашим детям ничего не интересно, - это абсолютный миф. Главное, чтобы были взрослые, которые смогут передать им любовь и интерес к этой великой науке.
Марина Цветкова, директор методического центра Всероссийских олимпиад школьников по информатике, заместитель председателя предметно-методической комиссии:
- Всероссийская олимпиада по информатике является неотъемлемой частью образовательного процесса, встроена в контекст нашей школы. С 2004 года, когда информатика появилась в начальной школе, значительно вырос интерес детей и к олимпиадам, для малышей появились свои соревнования - "Тризформашка", "Информашка" и др. Специфика Всероссийской олимпиады по информатике - поиск одаренных ребят с нестандартным алгоритмическим мышлением. В этом очень помогает то, что компьютер пришел и в учебные классы, и в семью. Но сейчас крайне необходимо развивать партнерство учителей и вузовских преподавателей, тренеров.
Учителя порой не могут выйти на очень высокий уровень сложности задач, и тут им должны помочь вузовские преподаватели. Ведь талант нельзя привязать только к школьному уроку, его надо вовремя заметить и направить туда, где ему помогут развиваться. Это как раз задача учителя. Он становится навигатором для учеников в среде олимпиадных ресурсов, помогает найти для них тренера. Так, одаренный пятиклассник может заниматься информатикой с олимпиадником из старших классов, тот - с талантливым студентом вуза или преподавателем на кафедре. Есть и другие возможности. Если ребенок в 5-м классе проявил особые способности, а информатика в программе лишь с 7-го класса, он может записаться в экстернат по информатике и заниматься по индивидуальной образовательной траектории.