Четыре одноактных балета постановщики Пермского оперного театра объединили под общим названием "В сторону Дягилева".
"В сторону Дягилева" движутся два балета Джорджа Баланчина, которые до сих пор не ставились в России - теперь они возобновлены в Пермском театре оперы и балета.
Восьмиминутный балет Мonumentum pro Gesualdo на музыку Игоря Стравинского в Перми поставила баланчинская же балерина, Сандра Дженнингс. Ее коллега, Пол Боуз, также танцевавший у Баланчина в труппе New York City Ballet, представил Kammermusic № 2 на музыку Пауля Хиндемита.
- Балет Мonumentum pro Gesualdo похож на придворные танцы, - рассказывает Сандра Дженнингс. - И может показаться, что этот балет - простой, в нем нет сложных движений, сложных шагов. Но поставить его, отрепетировать оказалось очень сложно.
Этому балету, поставленному Сандрой на синхронных движениях семи пар исполнителей, предшествуют "Вариации на тему рококо" на музыку Петра Чайковского. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко поставил "Вариации…" в нынешнем году для выпускников хореографического училища Перми, после чего спектакль вошел в афишу театра.
- Но во главе угла этого вечера стоит балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего", - говорит Алексей Мирошниченко. - "Шут" был поставлен для труппы Дягилева в 1921 году. Премьера состоялась в Париже, через несколько месяцев спектакль показали в Лондоне, и больше этот балет никем не ставился.
Музыку и либретто для "Шута" написал Сергей Прокофьев по заказу Сергея Дягилева. В то время "русская тема" за границей была в моде - поэтому "балаганный", лубочный балет по мотивам пермской сказки о шуте, обманувшем глупого купца и семерых шутов, снискал благосклонные отзывы парижан и лондонцев. Но балет был забыт. Алексей Мирошниченко решил его восстановить - рискованная когда-то постановка дягилевского театра на сложную музыку Прокофьева должна стать не просто музейным восстановлением. Она призвана положить начало другому этапу в развитии театра, для которого будут ставиться новые, смелые произведения.
- При подготовке "Шута" мы ездили в Третьяковскую галерею, - рассказывает Мирошниченко. - Нам предоставили фонды - рисунки декораций художника-авангардиста Михаила Ларионова, оформлявшего спектакль для постановки Дягилева.
Декорации, занавес для спектакля в пермском "Шуте" восстановили полностью, но от оригинальных костюмов решили отказаться - они были слишком объемными и громоздкими, сковывали движения танцовщиков. Художник Татьяна Ногинова придумала костюмы по мотивам ларионовских эскизов, но более удобные для танца.
Полностью сохранено либретто Прокофьева: если в сказке сказано, что Шут лежит на печи - значит, натурально будет лежать на настоящей печи - хоть и картонной, с нарисованным дымом из трубы.
- Но в этой музыке есть подводные камни, клавир для фортепиано очень подробно нотирован. Прокофьев оставил комментарии буквально к каждому такту, - делится Алексей Мирошниченко. - И вот в пятой картине по сюжету Шут просит купца: "Высади меня в окошко по холсту проветриться". Когда купец тянет холст обратно - там вместо Шута уже козлуха, коза. И следует комментарий: "Козлуху трясут и подбрасывают". Я переворачиваю одну страницу партитуры, вторую, третью, и только там написано - "Козлуха издохла". То есть нужно поставить действие на три с половиной минуты музыки - в балете это очень долго. Ведь вариация Китри в "Дон Кихоте" длится 30 секунд! Мы подумали, что за три минуты трясок и подбрасываний Анна Тереньева, исполняющая роль Козлухи, действительно очень устанет - поэтому этот эпизод мы сократили, и это единственное наше вмешательство в партитуру.
Первыми тремя балетами дирижирует Валентин Урюпин, "Шутом" - Теодор Курентзис.
В следующий раз вечер одноактных балетов "В сторону Дягилева" будет показан на фестивале "Дягилевские сезоны" в Перми.