"РГ" опубликовала закон о федеральном бюджете на 2012-2014 годы

Бюджет страны на будущий год публикует 7 декабря "Российская газета".

Российский бюджет следующего года застрахован от краткосрочного падения цен на нефть. И даже если баррель подешевеет до 60 долларов, расходные обязательства будут выполнены.

Казну поддержит "подушка безопасности" в виде Резервного фонда, к масштабным заимствованиям прибегать не придется, считает глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Сегодня "РГ" публикует закон о федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013-2014 годов.

Доходы казны в следующем году рассчитаны исходя из стоимости нефти в 100 долларов за баррель. И главные тревоги связаны как раз с тем, будет ли выдержана такая планка. Ведь если сбудутся мрачные предсказания и произойдет неуправляемый кризис в еврозоне, это отразится на нефтяных котировках. Кроме того, Европа является нашим крупнейшим торговым партнером, и рецессия в Старом Свете снизит запросы на российский экспорт. Однако осторожная бюджетная политика этого года позволила нам защититься от вполне вероятных рисков в следующем году, - говорит Гурвич. - Вопреки предсказаниям некоторых экспертов, опасавшихся наращивания расходов на фоне роста цен на нефть, мы потратили только одну седьмую часть дополнительных доходов. А остальные деньги сберегли". На начало 2012 года в Резервном фонде будет 1,6 триллиона рублей. Предполагается, что до конца следующего года он будет пополнен еще на 512 миллиардов рублей.

 
Видео: Россия 24

И средств из "подушки безопасности" должно хватить даже в случае острого кризиса. К тому же, по мнению большинства аналитиков, вряд ли нефтяные котировки упадут надолго, напоминает Гурвич. Крупнейшие поставщики нефти, формирующие ситуацию на рынке, - Кувейт, Саудовская Аравия и другие - в последние годы существенно увеличили свои расходы, поясняет он. Бюджеты этих стран сбалансированы при цене барреля в 90-95 долларов, и они приложат все силы, чтобы обеспечить такую стоимость нефти. Есть, впрочем, опасение, что она все-таки может подешеветь из-за замедления роста китайской экономики, являющейся сейчас одним из главных потребителей ресурсов. "В этом случает нам, действительно, придется корректировать свою бюджетную политику, расходы, - признает Гурвич. - Но это можно будет делать постепенно, а не в авральном порядке".

Надо сказать, что некоторые расходы, несмотря на их общий рост, все же будут сокращены уже в следующем году. Впрочем, незначительно. Так, на национальную экономику казна потратит в 2012 году 1,8 триллиона рублей против 1,9 триллиона в этом году. Предполагается, что к 2014 году они составят 1,6 триллиона рублей. Дело в том, что расходы по этой статье были резко увеличены в период кризиса - с 1,3 до 4,3 процента ВВП, то есть почти в три раза, объясняет Гурвич. И сейчас, по мере восстановления экономики они постепенно возвращаются к прежнему уровню, замечает собеседник "РГ".

Еще одна бюджетная статья, по которой намечено снижение, - межбюджетные трансферты на поддержку регионов. С более чем 600 миллиардов рублей в этом году они будут сокращены до 553 миллиардов рублей в 2012-м. Их снижение намечено и дальше, вплоть до 2014 года. Значит ли это, что ухудшится положение регионов? Все не совсем так.

Во-первых, пояснил Гурвич, на федеральный уровень передается финансирование полиции, сокращение трансфертов частично компенсирует центру эти дополнительные расходы. В частности, меньше денег регионы получат и на осуществление некоторых инвестпроектов. Но предполагается, что частично они смогут направить на них средства, которые должны "сэкономить" от содержания органов правопорядка.

Во-вторых, с 2012 года не предусматривается предоставление субсидий на капитальный ремонт автодорог административных центров - деньги на эти цели будут сконцентрированы в региональных дорожных фондах. В то же время поддержка центра на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов сохраняется неизменной, подчеркнул Евсей Гурвич.

Тем не менее политика повышения самостоятельности регионов будет продолжена, напоминает эксперт. "Из центра не всегда видно, какие направления расходов приоритетны в том или ином регионе. На местах можно лучше понять, как эффективно расходовать деньги. Наконец, большая самостоятельность стимулирует региональные власти к развитию собственной доходной базы, созданию условий для ведения бизнеса", - поясняет он.

К 2014 году будут несколько снижены и расходы на образование и здравоохранение. На это тоже есть причины. С 603 миллирадов рублей в 2012 году году расходы на образование снизястя до 499 миллиарда рублей. "В 2013 году заканчивается большая федеральная программа модернизации сети образовательных учреждений", - объясняет Гурвич. А бюджетные расходы на здравоохранение частично сокращаются, потому что увеличены взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Здравоохранение выиграло от этого 0,4 процента ВВП.

В 2014 году будут снижены затраты на спорт, которые тоже "зашиты" в этой статье расходов. Это связано с завершением программ по подготовке спортсменов к Олимпиаде в Сочи. "Тем не менее, в бюджете на 2013-2014 годы есть еще так называемые нераспределенные расходы - 0,5 и 1,1 процента ВВП, соответственно, - напоминает Гурвич. - Вполне вероятно, что часть этих средств будет направлена в том числе на финансирование образования и здравоохранения".

Эксперты, работающие над обновлением "Стратегии-2020", предлагают увеличить финансирование этих двух направлений. Но рост финансирования должен сопровождаться и разумными реформами этих сфер, считает собеседник "Российской газеты".

Что же касается увеличения бюджетных расходов, то одним из наиболее заметных направлений остается социальная политика. В 2012 году эти расходы вырастут больше чем на 700 миллиардов рублей, до 3,8 триллиона рублей.

Увеличиваются пенсии военнослужащим - расходы на них по сравнению с 2011 годом вырастут на 60 процентов. Со следующего года снижаются с 34 до 30 процентов ставки страховых взносов в соцфонды. Это снизит нагрузку на бизнес.

Но параллельно надо будет компенсировать выпадающие доходы из бюджета: в 2012 году это почти 300 миллиардов рублей. Но бюджетные деньги на эти цели запланированы на два года. После этого планируется провести новый вариант пенсионной реформы, которая позволит постепенно уменьшать вливания из казны.

Тем временем

Основная работа над проектом бюджета на 2013 год начнется летом. И наверняка проектировки, обозначенные сейчас, еще будут уточняться.

К этому времени станет понятно, как будет развиваться ситуация в Европе и в Китае, какие перспективы у мировой экономики, поясняет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Но общей линией, полагает он, должно стать повышение эффективности расходов. Бурного долгосрочного роста цен на нефть никто не ожидает. На ближайшие три года они, по официальным прогнозам, останутся практически стабильными.

При этом доходы бюджета в процентах от ВВП будут постепенно сокращаться. В 2011 году они прогнозировались на уровне 20,9 процента ВВП. В 2012-м - 20,1 процента и в 2014-м - 19,4 процента ВВП. И, для того чтобы не наращивать госдолг, но при этом улучшать качество жизни населения, развивать инфраструктуру от экстенсивной бюджетной политики, основанной на повышении затрат, надо будет переходить к их более грамотному и эффективному использованию.

Фото: РИА Новости