Фестиваль "Французское кино сегодня" в этом году проходит с 7 по 9 декабря в Москве и с 10 по 12 декабря в Казани.
Франция, страна, которая в области кино считается главным оппозиционером Голливуду, всячески подчеркивает, как важен для нее российский кинорынок. И как одно из доказательств - внушительный десант гостей, который прибыл на фестиваль. Это режиссеры Режис Варнье, Ева Ионеско, Паскаль Арнольд, Карин Сила. А также актеры Даниэль Дюваль, Чеки Карио, Венсан Перес, Яхима Торрес, Пьер Перрье. Гости привезли с собой 5 новых фильмов, которые вскоре выйдут в прокат в нашей стране. Это - "Неприкасаемые" Оливье Маршаля (фильм-открытие фестиваля), "Перевод с американского" Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда, "Финишная прямая" Режиса Варнье, "Моя маленькая принцесса" Евы Ионеско и "Черная Венера" Абделлатифа Кешиша. Кроме того, привезен и шестой фильм Карин Силла "Неслышное касание", который пока не приобретен российскими прокатчиками. В дополнение к "полному метру" покажут четыре программы короткометражных фильмов. В Казани событием станет демонстрация картины, которая через несколько месяцев представит Францию на премии "Оскар" - "Я объявляю войну" Валери Донзелли (москвичи также вскоре смогут посмотреть ее в прокате).
Темнокожая француженка кубинского происхождения - красавица Яхима Торрес выделяется среди гостей фестиваля. Яхима сыграла главную роль в фильме "Черная Венера" (в российском прокате с 8 декабря), и не будет преувеличением сказать, что картина держится на ней и ее игре. Фильм, который произвел фурор на Венецианском фестивале в прошлом году, впервые показали этим летом в Москве на ММКФ. Интерес к "Черной Венере" был таков, что на просмотр нельзя было пробиться. Обозревателя "РГ" поразила зрительница, которая смотрела кино, стоя на коленях. Яхима Торрес, узнав об этом, тоже удивилась. Но это была лишь одна из ее эмоций. Актриса невероятно темпераментна в жизни. Хотя ее героиня в фильме достаточно пассивна. Сама история, рассказанная в картине, потрясающая и заслуживает особого внимания. Жизнеописание европейских похождений "готтентотской Венеры" - представительницы южноафриканской народности Хойхой в середине 18 века. Муляж, скелет и колбы с органами Саарджи Баартман выставлялись в музее человека в Париже до 1976 года, и это отражено в фильме. И лишь в 90-е годы прошлого века, после отмены апартеида, благодаря письму Нельсона Манделы Франсуа Миттерану останки Саарджи были возвращены на ее родину.
Российская газета: Яхима, вы были в Африке?
Яхима Торрес: Я была в Южной Африке, но не там, откуда родом моя героиня - Сарки (так Саарджи называют в фильме - Прим. С.А.). Она из места, которое называется Хот Бэй - Горячая бухта. Как раз оттуда отправляются корабли в Европу. А я была там, где она похоронена. Это был мой первый визит в Африку. И я приехала туда, чтобы представить фильм.
Я - кубинка, родилась на Кубе и жила в Гаване. Потом переехала во Францию, где меня и пригласили сниматься в кино. Конечно, у меня, когда я жила на Кубе, были знакомые африканцы. В частности из Анголы.
РГ: Я была в Африке в Танзании, и первое, что меня поразило - необычность фигуры местных женщин. Среди кубинок и европеек вы чувствуете себя необычной?
Торрес: Какая разница? Я прекрасно чувствую себя в своем теле. И когда сама знакомлюсь с людьми, то смотрю на личность, а не на фигуру. Понятно, что для Европы я не представляю стандарт красоты. В основном, девушки в Европе стройные и тоненькие. Но женская красота - это не только нормы, которые насаждаются сверху. Красивой может быть как худенькая девушка, так и полненькая и кругленькая.
РГ: Уточню: я задала этот вопрос именно потому, что Сарки чувствовала себя необычной среди тех, кто ее окружал в Европе. Приходилось ли вам испытывать нечто подобное?
Торрес: Все-таки тогда была другая эпоха. И на Сарки смотрели по-другому не только потому, что у нее было такое невероятное тело. Она была еще и темнокожей. И при этом одинокой женщиной - у нее никого не было. Да, можно сказать, что с точки зрения той эпохи она была заложницей своего тела, потому что из-за ее форм ее воспринимали как что-то непонятное. Но я считаю, что моя героиня действительно была красавицей. И сейчас с позиций нашего времени мы не можем понять такого отношения к человеку. Но я до сих пор убеждена, что и сегодня есть те, кто смотрит на других, как на каких-то маргиналов из-за того, что они не соответствуют их представлениям.
РГ: Как вы - не профессиональная актриса - работали над достаточно сложной ролью? Я читала, что поправились на 16 килограмм и специально брали уроки африканских танцев.
Торрес: Действительно я никогда не была профессиональной актрисой. В 2004 году мы случайно встретились с режиссером Абделлатифом Кешишем, когда я шла по улице. К этому моменту он уже в течение 11 лет держал в голове идею фильма "Черная Венера" и очень хотел его снять. Он увидел меня абсолютно случайно. И поскольку ему очень хотелось воплотить свою мечту, то сразу же предложил участвовать в фильме. Но сказал мне лишь в двух словах, что фильм - о бедной африканской девушке, которая едет на заработки в Европу. Однако, поскольку в тот момент он был занят и снимал другую картину, то никакого кастинга не проводилось. Мы с ним расстались и 4 года не виделись. И удивительным образом в 2008 году снова случайно столкнулись на улице. В этот раз Кешиш был уже готов снимать, более того, был расположен говорить об этой идее подробнее. И на момент, когда прошла кастинг, я уже начала читать реальную историю африканки в Европе, и поняла, что она совсем о другом.
После кастинга началась довольно долгая и изнурительная подготовка к съемкам, которая длилась в течение 9 месяцев. Там было много разных пунктов, в том числе и набор веса - мне следовало набрать 17 килограмм. Но для этого я не запихивала в себя еду в огромном количестве. Все было очень организовано - я занималась спортом, принимала протеины. Кроме того, мне нужно было выучить африканский язык, на котором говорит Саарджи. И я занималась танцами, потому что это они - очень сильный элемент в картине, которого в реальной истории не было. Мне надо было заниматься еще и музыкой, потому что по сценарию моя героиня очень музыкальна. И, конечно, читать, читать и читать.
РГ: Знаете, что меня очень удивляет в вашей истории? Как может быть такое - режиссер подошел на улице к случайной прохожей, и она оказалась девушкой с телосложением "готтентотской Венеры", с определенными особенностями фигуры. Кто были ваши предки?
Торрес: Я - кубинка. В свое время на Кубу приехали испанцы, которые привезли с собой африканских рабов. Моя бабушка с Мартиники, и ее когда-то туда доставили как рабыню. Так что и у меня, и у моих предков есть африканская кровь, и никто не знает какая именно - готтентотская или нет. Да, мы относимся к африканской культуре. И у моей бабушки телосложение такое же, как и у меня, хотя у матери - нет. Вот такое строение тела - передается через поколения.
Конечно, мне пришлось сделать тяжелую работу - выучить другой язык. Но мне кажется, что это очень важно с человеческой точки зрения. Естественно, нельзя так играть со своим телом - полнеть специально для роли. Но мне кажется, что любая женщина была бы счастлива изобразить такую жертву, какой была моя героиня.
РГ: Вы в жизни улыбаетесь, искрите. А "темнокожая Венера" ваша в фильме замкнута и агрессивна. Особенно во время своих выступлений, когда она кидается на зрителей. Тяжело было играть такие сцены?
Торрес: Сарки - такой загадочный персонаж, что мы не можем понять, о чем она на самом деле думает. Так что я могу сейчас сказать только свое мнение об этом. Мне кажется, что когда она ехала в Европу, то полагала, что будет танцевать или играть на музыкальном инструменте. Но европейцы были не готовы к такому зрелищу, они хотели другого. Поэтому она вынуждена изображать животное. Пугать зрителей. Хотя ей и не нравится, но хозяин заставляет ее это делать. Потому что только на этом они могут заработать. Зрители изначально смотрят на нее, как на дикарку. Именно это возбуждает людей. К сожалению, она - заложница ситуации.
РГ: Роль Сарки была вашим дебютом. Где вы сейчас снимаетесь, кого играете?
Торрес: Фильм вышел в прошлом году. Так что я только год как актриса. До этого и не занималась этим делом. В 2011 году я пока еще отдыхаю, оставляю время для себя и готовлюсь к тому, что в 2012 у меня будет много проектов и в кино, и в театре. Но пока не хочу об этом - никогда не стоит говорить заранее.
РГ: Ваш приезд в Москву - тоже "дебютный". Как вы объясните российским зрителям, почему стоит смотреть фильм "Черная Венера?
Торрес: Вы правы - я в Москве первый раз, и очень рада, что приехала. Я же с Кубы, а у Кубы были огромные связи с СССР. Везде, где я представляла фильм, после просмотра обычно проходит беседа с публикой, и мне всегда интересно, куда повернет разговор. С одной стороны, я очень люблю, когда задают вопросы, с другой - люди после того, как видят "Черную Венеру", иногда не смеют их задавать, и поднимать какие-то темы, потому что фильм настолько сильный, что влечет за собой молчание, и сложно начинать какую-то беседу. Мне же всегда хочется обсудить работу: и ту, которую мы сделали с командой и режиссером, и ту, что я провела сама над собой. Потому что у нас во время съемок был невероятный момент единения актрисы и съемочной группы - работа была настолько тонкой, что все мне помогали и поддерживали. Следили за тем, чтобы я не была травмирована, потому что очень много сцен где я обнажена, а сниматься в таких - тяжелая психологическая работа. Я счастлива, что мне удалось "оживить" мою героиню и изобразить все, что она пережила. Это же история, которая касается не только Африки и Франции, она - более глобальная. Во Франции ее многие знали, во многом благодаря тому, что в музее выставлялись муляж и органы "готтентотской Венеры", и что была их знаменитая передача благодаря письму Нельсона Манделлы. Это было очень громкое событие. И иногда, когда я иду по парижским улицам, ко мне подходят люди и спрашивают: "Это вы сыграли главную роль в фильме Кешиша?" И мы останавливаемся и начинаем разговаривать. И я вижу, что этот фильм важен для людей, как и героиня, как и ее проблемы. И хочется, чтобы обо всем этом знали и в других странах.