Нижегородский 84-летний участник Великой Отечественной войны Аркадий Малышев в поисках правды наткнулся на пробел в российском законодательстве.
Бывший узник Печорлага надеется получить деньги, заработанные за время тюремного заключения.
- Хочу получить зарплату за шесть с половиной лет работы в шахте, - пояснил Аркадий Дмитриевич. - Дело даже не столько в деньгах, дело в справедливости. Ведь государство использовало наш бесплатный труд, а потом нам сказали - вы не виноваты, реабилитированы, можете радоваться. При этом все забывают о том, что тысячи незаконно осужденных не просто сидели годы в лагерях, а работали, не получая за это ни копейки.
Аркадия Малышева из маленького городка Красные Баки, что на севере Нижегородской области, призвали в армию во время войны.
- Ночью у нас в части загорелся сарай, по тревоге я как старшина поднял свою команду, и мы все вместе тушили пожар, - рассказывает ветеран.
На следующий день стали искать виноватого, и Аркадия Малышева как "диверсанта" арестовали. Якобы дневальный видел, как Малышев и еще один солдат куда-то выходили ночью перед пожаром. Следствие и суд были быстрыми. Хотели вначале дать высшую меру наказания - расстрел, но, учитывая честную службу, заменили на 25 лет.
Аркадия Малышева отправили в Инту. Там на угольной шахте N 10 он проработал шесть с половиной лет.
- Отпустили меня уже после смерти Сталина,только в 1957 году, - рассказывает Малышев. - Наш лагерь ликовал, больше половины заключенных получили снятие судимости. Понимаете, я не один такой, в России много тех, кто сидел тогда по лагерям и зонам и получил реабилитацию.
Таких граждан, как бывший узник, даже за давностью лет еще немало. Да и сегодня тоже оправдывают заключенных вчистую. Попробуем разобраться.
Венера Бондаренко, адвокат Московской коллегии адвокатов "Адвокатское партнерство":
- Из всей этой истории возникает вопрос: имеет ли реабилитированный право на включение периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда?
Сначала попробуем определиться, что такое реабилитация. По законодательству - это признание государством, что привлечение к уголовной ответственности было неосновательным и гражданин ни в чем не виноват. В связи с чем у осужденного возникает право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. При этом вред должен быть возмещен в полном объеме.
Из чего следует, что после реабилитации в отношении гражданина должны применяться все нормы закона для восстановления справедливости. Казалось бы, все элементарно. Государство должно признать, что человек, работая в тяжелых условиях, имеет право как на досрочное назначение пенсии, так и на ежемесячную доплату к пенсии, в соответствии с ФЗ N 84 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", вступившим в силу с 1 января 2011 года.
Однако не все так просто. Из-за формального подхода сотрудников Пенсионного фонда пенсионер вынужден доказывать, что работу в тяжелых условиях надо включить в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Для того чтобы понять, почему ему отказывают, необходимо вспомнить трудовое законодательство того времени, которое претерпело кардинальные изменения, а именно период с 1970 года по 1992 год.
Это время характеризуется изменением отношения государства к оценке труда осужденных. Так, в статье 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 18.12.1970 года, не предусматривалось включение срока в общий трудовой стаж. Но Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только кардинально изменил это положение, но и существенно его уточнил.
Именно с 1992 года на администрацию зоны возлагалась обязанность по учету отработанного времени осужденного по итогам календарного года, и только с этой даты осужденные стали подлежать пенсионному страхованию с уплатой страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда, а колонии стали вести учет работы.
Так означает ли это, что если зэк работал за решеткой, до 01.09.1992 года, то засчитать время не представляется возможным? При формальном подходе можно прийти к выводу, что это обоснованно, однако давайте порассуждаем. По Закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" они выплачиваются при условии наличия не менее 5 лет страхового стажа. По тому же закону в страховой стаж включаются периоды работы, которая выполнялась на территории России, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. И там же говорится, что подсчет страхового стажа подтверждается документами, выдаваемыми государственными (муниципальными) органами.
Этот порядок утвержден постановлением правительства от 24 июля 2002 года. Там сказано, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Документом работы осужденного является тоже трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения.
Важно подчеркнуть - законодательство, регламентирующее уплату страховки в Пенсионный фонд, не содержит каких-либо изъятий в отношении заключенных. Это значит, что на них распространяется общий порядок уплаты страховых взносов. Сейчас Пенсионный фонд отказывает отбывшим наказание до 01.09.1992 года во включении в общий трудовой стаж период отбывания заключения. И получается, что государство два раза наказывает человека. Думаю, это неправильно и несправедливо.
Справка "РГ"
Из определения Конституционного суда РФ от 3 октября 2006 года N 471-О: "В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания".