"Легко ли быть молодым?" - спрашивали больше 20 лет назад авторы сильно нашумевшего "перестроечного" фильма. Вопрос как был риторическим, так и остался. Ответ очевиден - нет. Правда, в каждую эпоху такое "нет" имеет разные причины.
Какие - наглядно продемонстрировали события последних дней. По сути дела на Болотной площади в минувшую субботу оказались сразу два поколения российской молодежи: те, кому 20 лет назад было по двадцать, и их выросшие дети, родившиеся на рубеже 80-90-х годов ХХ века.
На митинге они стояли рядом: отцы и дети, старшие и младшие. У них были общие лозунги и одинаково настойчивое желание быть услышанными, добиться перемен. Хотя на самом деле, при всем "фамильном" сходстве два поколения молодежи различаются очень сильно. Так же, как породившие их эпохи. Это подтвердило и недавнее масштабное исследование, которое провели ученые из Института социологии РАН в своем масштабном исследовании. Кроме прочего они сравнили в этом объемистом труде два поколения молодежи - тех, кто отвечал на их вопросы в начале 90-х, и сегодняшних "респондентов в возрасте от 18 до 35 лет". Жизнь страны изменилась в корне, и "молодежь теперь пошла" совсем иная, чем были их родители в свои молодые годы.
Кому повезет
Молодежь 90-х годов прошлого века и их нынешние ровесники выросли географически в одной стране, а по сути - в совершенно разных государствах. Одни "при Ельцине", на излете перестройки и в эпоху "шоковых реформ". Вторые - "при Путине", когда Россия уже ничем не напоминала рухнувший СССР.
Правда, новейшая история тоже неоднородна: те, кому сейчас меньше 25 лет, сформировались как личности и даже пошли в школу уже в постсоветской России, когда либеральные экономические ценности не просто "витали в воздухе", а завоевывали все большее пространство массового сознания. Их старшие братья и сестры, которым сейчас от 26 до 35, сполна ощутили на себе "эпоху великих переломов" между ельцинской системой власти и экономики и той, которая есть сейчас. И дело здесь не в одной политике - речь о состоянии общества в целом, его экономике, логике развития, решенных и остающихся проблемах.
Сегодня, по данным социологов, чем младше россияне, тем чаще они живут в городах (особенно крупных). На селе (в том числе поселках городского типа) обитают 26% молодежи в возрасте до 25 лет, 30% россиян 26-35 лет и 34% остального населения. При этом около половины младшей из этих возрастных когорт проживает в крупных городах - 38% в областных центрах и 11% в мегаполисах. Для двух других групп эти показатели в сумме составляют около трети (25% и 9% для молодежи 26-35 лет и 24% и 11% для остального населения). Причем это не "студенты, приехавшие в город учиться" из провинции. Абсолютное большинство (около двух третей для областных центров и более четырех пятых для мегаполисов) молодых россиян из крупных городов всю жизнь там и прожили. Судя по данным опросов, до 18 лет около трети всех поколений россиян жили в селах и поселках (даже если потом переехали в крупные города). А среди жителей мегаполисов, которым сейчас больше 25 лет, "деревенских уроженцев" лишь 19%, среди молодежи до 25 лет таких 27%. То есть их либо перевезли в город совсем детьми, либо они родились уже тут и сразу впитывали именно городские нормы, правила и жизненные ценности.
Сегодняшние молодые люди имеют более образованных и "продвинутых" родителей, чем поколение "отцов". У 24% россиян до 35 лет отец, а у 30-32% - мать имеют высшее образование. Для остального населения эти показатели равны 14% и 13% соответственно. При этом хотя бы среднее специальное образование имеют родители трех четвертей молодежи до 25 лет. Подобной родословной могут похвастаться лишь более половины россиян 26-35 лет и около трети остального населения.
Без страха, но с упреком
Молодежь сегодня, если судить по ее собственным оценкам, - самая успешная часть населения. Чем люди моложе, тем выше они оценивают свое положение. Молодые россияне (особенно в возрасте до 25 лет) чувствуют себя явно лучше, чем остальные группы населения страны. Отношения в семье, возможность хорошо одеваться и питаться, проводить досуг, получить образование, отдохнуть во время отпуска - все эти стороны своей жизни молодые люди намного чаще старших оценивали как "хорошие". Даже уровень личной безопасности. "Жизнь в целом складывается" - считает половина (49%) молодежи до 25 лет, каждый третий (32%) в возрасте до 35 лет, но лишь четверть 36-45-летних россиян и пятая часть (19%) людей старше 55 лет. Единственное, в чем молодежь не так уверена, как среднее поколение, - это в "возможности реализовать себя в профессии" (25% против 28-29% у более старших).
Дело здесь не только в принципе "все лучшее - детям", которого придерживаются во многих семьях, оберегая детей от жизненных невзгод. Новые поколения, по наблюдениям социологов, лучше умеют приспосабливаться к сегодняшней реальности, она не настолько противоречит тем условиям, в которых они выросли. Тем же, кто старше, порой очень сложно привыкнуть к тому, что "давеча не то что нонче".
Молодежь более амбициозна, чем старшее поколение, и хочет занять более высокую ступень на социальной лестнице. Верит, что это получится. Свои перспективы в ближайшие 2-3 года большинство представителей молодежи до 25 лет (59%) оценивают положительно. Остальное население более скромно в запросах. 51% в группе 26-35 лет и 61% тех, кто старше 35 лет, больших изменений в жизни не ждут.
Молодежь оптимистична. Она намного реже, чем "население в целом", предается мрачным размышлениям. Говоря о чувствах, которые вызывает в них окружающий мир, 63% людей до 25 лет сказали, что они чувствуют поддержку близких и коллег (так думали всего 46% людей постарше). Правда, характерная черта: после 25 лет оптимизм в этом отношении резко падает - о подобной поддержке сказали только 45% тех, кому меньше 35 лет. Видимо, сказывается переход к самостоятельной жизни после многих лет под родительским крылом. 34% юных считают, что в их жизни "все идет по плану". Особенно часто социологи слышали подобные ответы от молодых жителей крупных городов - цифра порой доходила до 60%). В среднем по стране это утверждают меньше четверти граждан.
Гораздо реже, чем старшие поколения, молодежь испытывала страх перед беспределом и разгулом преступности, стыд за нынешнее состояние страны, чувство несправедливости всего происходящего вокруг, собственной беспомощности повлиять на происходящее и, наконец, "желание перестрелять всех взяточников, из-за которых жизнь в стране стала такой, какая она есть сейчас". "Так дальше жить нельзя!" - говорил в ходе опросов каждый третий "средний россиянин" - но лишь 17% юных граждан могли с ним согласиться.
Старшее и младшее поколения беспокоятся о разных вещах. Те, кто старше 35 лет, больше всего озабочены кризисом системы ЖКХ (60%) и низким уровнем жизни значительной части населения (53%). А вот люди от 26 до 35 лет разделяют эту тревогу лишь в 53% случаев, молодежь до 25 лет - меньше чем в половине (49%).
Тех, кто моложе 25 лет, несколько реже тревожат такие проблемы, как вымирание населения (22% против 30% для других возрастов), коррупция (35% против 45-46%) и снижение морали (11% против 16-17%).
Зато представители разных поколений сходятся в оценках того хорошего, что стране все-таки дали реформы. Самым важным они называют насыщение рынка товарами (50-54%), свободу выезда за рубеж (30-40%) и возможность зарабатывать без ограничений (24-31%). Для молодежи до 25 лет, кроме того, особенно важно сближение российского образа жизни с образом жизни экономически развитых стран (24%), а для молодежи 26-35 лет и остального населения - усиление роли Церкви в обществе (23-25%). Молодые считают явным плюсом то, что жизнь стала ярче и интереснее (22-26% при скромных 16% "в среднем по стране"), появилось больше возможностей для личного самовыражения и карьеры (21-25% и 14% для остального населения).
Молодым и старшим одинаково не нравится то, что после реформ снизился уровень жизни населения, в стране нет должного порядка и растет коррупция. При этом к числу основных потерь российского общества молодежь до 25 лет относит вооруженные конфликты и распространение терактов (по 26%), а остальные россияне - падение морали (33-34%). Иными словами, юных больше тревожат угрозы физического насилия, а людей постарше - моральная деградация общества.
Как на дрожжах
Сделаны ли молодые граждане страны "из другого теста и на других дрожжах", чем их родители? И да, и нет.
Фразу "счастье - это..." молодые люди продолжают примерно так же, как и все их предшественники в истории. Они не меньше старших хотели бы создать счастливую семью и воспитать хороших детей, жить не хуже других и при этом честно прожить свою жизнь, иметь интересную работу и любимое дело (93-99% по всем группам). Однако при этом набор их притязаний значительно шире, чем у россиян старше 35 лет. Молодежь чаще жаждет получить образование (этого не было в планах только у 4% молодежи и у 15% остального населения), престижную работу (не хотели 2-6% и 16%), побывать в разных странах мира (были равнодушны 9-12% и 27%), стать богатыми (бессребреников 17-21% и 43%) и иметь свободное время (досуг не важен 17-20% и 28% соответственно). При этом россияне до 35 лет и особенно до 25 лет значительно, иногда вдвое чаще прочих включали в свои планы открытие бизнеса, карьеру, вхождение в определенный круг людей, славу, доступ к власти.
Юные россияне - максималисты: им хочется всего и желательно сразу. Но вопрос - какой ценой?
Молодежь лишь отчасти разделяет убеждения старших о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вне зависимости от возраста россияне считают, что "без свободы жизнь теряет смысл" и никакие материальные блага ее не заменят. Равенство возможностей - важнее равенства доходов. Чем люди моложе, тем жестче они выстраивают именно такую "шкалу приоритетов", отказываясь идти на компромиссы. Правда, молодежь чаще выбирала высказывание "главное в работе - сколько за нее платят" в противовес тезису "только на интересную работу можно потратить часть жизни" (55 к 45%, а не 60 к 40%, как все население в среднем).
Чем люди старше, тем больше среди них тех, кто скорее будет идти привычным путем, чем проявлять инициативу, подчинится обстоятельствам, а не станет надеяться на собственные силы. Активно бороться, отстаивая свои права, готовы (пусть даже на словах) 81% молодежи и лишь 66% старших. "Спокойную совесть и душевную гармонию" предпочтут доступу к власти и разнообразным благам 77% молодых и 88% "отцов".
72% молодых россиян сказали социологам, что жить в меняющемся мире трудно, но все-таки интересно. Старшее поколение разделилось ровно пополам: одни остались такими же "героями", другие считают, что все перемены только к худшему и пусть лучше мир останется в привычных рамках. Быть яркой индивидуальностью и выделяться на общем фоне хотел бы 71% молодых. Взрослые
- наоборот: 58% выбрали не этот тезис, а возможность "быть как все". Готовы уважать традиции, а не рисковать и оказываться при этом в меньшинстве 42% молодежи до 25 лет - и 62% старших. Четко видно, как оптимизм и самоуверенность "линяют" с возрастом. "Человек сам кузнец своего счастья!" - это мнение 71% совсем молодых, 61% тех, кому до 35 лет, и лишь 40% остальных россиян.
Свои взгляды люди распространяют и на то, что называется судьбами Родины. Почти половина (49%) самых молодых россиян не видят причин, по которым наша страна не могла бы жить по тем же правилам, что и западные страны. А вот 71% старших и 66% людей "второй молодости" думают, что наше государство - "особая цивилизация", в которой никогда не привьется западный образ жизни. "Человек должен жить в той стране, где ему больше нравится!" - говорят 63% молодых. "Родина у человека одна, нехорошо ее покидать", - отзываются почти столько же (60%) граждан старшего возраста.
И, конечно, красноречивый повод для сетований, что у молодых "ничего святого за душой!". "Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы", - считает большинство самых молодых россиян (59%) и лишь 37% старшего поколения. "Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные нормы и принципы" - этот тезис поддержали 63% "отцов", но лишь 41% "детей". О времена, о нравы...
Самое любопытное, что при этом люди сохраняли сходные системы жизненных ценностей. Только старшие были не готовы, если что, поступиться принципами, а молодые, в общем-то, допускали такую возможность, мало ли как жизнь повернется.
Родину - знают
А чего россияне разных возрастов ждут от государства?
Их отцов и дедов упрекали в "иждивенчестве" и "склонности к патернализму". По сути это означало лишь то, что люди ждали от государства хоть какой-то "отеческой заботы" и поддержки.
Современная молодежь по большей части воспитана в условиях рыночной экономики. Именно на нее возлагают особые надежды те, кто рассуждает о будущем страны и "общества индивидуальной ответственности". Блажен, кто верует. Среди тех представителей молодежи, которые выбирали между обществом индивидуальной свободы и обществом социального равенства, большинство (53% опрошенных до 25 лет и 67% в группе 26-35 лет) выбрали именно "равенство". Того же мнения и прочие респонденты (78%). При этом 40-44% представителей абсолютно всех поколений считают, что интересам России отвечает такое государство, которое восстановит государственный сектор экономики, расширив при этом частные экономические и политические возможности граждан.
В то же время 45-48% россиян всех возрастов полагают, что государство должно обеспечить всем гражданам определенный минимум, а тот, кто хочет получить больше, должен добиваться этого сам. Еще 36-43% из них отмечают, что нужно обеспечить полное равенство всех граждан силами государства. Кстати, социологи совершенно не удивились таким ответам. Даже молодежь (53% и 59% для россиян 18-25 и 26-35 лет и 69% для остального населения) считает, что без материальной поддержки со стороны государства им и их семьям сегодня выжить сложно.
Что же будет с Родиной и с нами? Без этой темы, конечно, опрос обойтись никак не мог. Но с молодежью у социологов долгой и обстоятельной беседы не получилось. Те, кому до 25 лет, четкой позиции на тему "оптимального вектора развития России и ее места в мире" не имеют. К другим странам, особенно европейским (Англии, Германии, Франции), относятся с интересом и симпатией, вовсе не прочь там побывать и даже задержаться на более или менее долгое время.
Большинство населения старше 35 лет (60%) говорит, что вообще не имеет желания жить за рубежом. А вот около трех четвертей молодежи хотели бы уехать за границу: заработать денег (38% в группе 18-25 и 34% в группе 26-35 лет), на учебу (21% и 16% соответственно), просто пожить (20% и 17%). Сменить место жительства ради интересной и высокооплачиваемой работы в своей стране при этом готовы 74% молодежи в возрасте до 25 лет и 57% - 26-35 лет (остальное население готово решиться на этот шаг только в трети случаев). Северную Италию мы предпочитаем Южной Сибири, кто бы сомневался.
Тем не менее, несмотря на стремление большинства уехать на Запад, молодежь все-таки ощущает себя не "гражданами мира" и даже не европейцами, а именно россиянами. Для группы 18-25 лет ощущение себя "европейцами" более характерно и встречается здесь в 1,5 раза чаще (20%), чем в группе "старшей молодежи" и среди остальных россиян (по 13%). "Мы - граждане России" - так на ключевой вопрос "кто вы?" гордо отвечают около 70 процентов жителей страны любого возраста.
Социологи вообще любят этот вопрос: он дает понять про человека очень многое без лишних уточнений. Например, "людьми, строго соблюдающими законы", считают себя 42-48% молодых людей, зато в старшей группе число таких граждан выше - 55%. К "собратьям по вере" молодые причисляют себя менее охотно, чем старшие, к "европейцам" - чаще них. В целом же, говорят социологи, молодежь в возрасте 26-35 лет является наименее "вписанной" в жизнь общества: ее представители называют меньшее число "опознавательных знаков" для слова "мы", чем отцы или младшие братья-сестры. Похоже, эпоха перемен, в которую они выросли (реформы 1990-х и 2000-х гг.) не прошли для них бесследно и вызвали серьезные проблемы с самоопределением после множества попыток как-то найти и застолбить свое место в обществе.
Как пройти на рынок
Поколение, выросшее в рыночную эпоху, только ленивый дед или отец не упрекал в "цинизме", "материализме", "беспринципности" и прочих грехах, за которые раньше не то что из комсомола выгоняли - партбилет на стол! Справедливы ли эти упреки?
Выяснилось, что отчасти да. Хотя старшему поколению стоило бы увидеть соринки не только в чужом глазу, но и в своем собственном. Считаете ли вы допустимым сознательно обманывать кого-то ради достижения собственных целей? "Нет" сказали всего 38-39% молодых людей, тогда как твердость морали проявили больше половины (56%) старших. При этом так уже в своей жизни поступали 41-45% молодежи (и 27% россиян старше 35 лет). Не являются противниками дачи взяток более половины россиян в возрасте до 36 лет. 18-22% представителей разных возрастных когорт признают, что сами давали взятки. Вот и объяснение "правового нигилизма" молодых: в чем живут, к тому и привыкли. При этом российская молодежь достаточно негативно относится в массе своей лишь к употреблению наркотиков, хотя и в этом отношении терпимость проявили к наркоманам на 19% больше, чем люди старше 35 лет.
Уверены, что ни в коем случае нельзя уклоняться от налогов, лишь 66% молодых - и 73% старших. 87% "отцов" сказали, что добиваться своих целей "через постель" - недопустимо. Только 74% молодых столь же морально устойчивы и кристально честны.
Считается, что провинция "чище душой", чем мегаполисы. В общем, правильно. В районных центрах и сельской местности ощутимо больше людей считали обман ближнего грехом, а взятки неприемлемыми. Видимо, сказывалось и то, что в небольших поселениях люди "на виду" и друг друга знают. Обитатели крупных городов и столиц подобными душевными терзаниями себя обременяли куда реже.
Неудивительно, что программы укрепления России как правового государства не очень-то вдохновляют современную молодежь. Только около трети людей до 35 лет (и 40% остального населения) думают, что такая идея способна сплотить граждан во имя общей цели. Остальных "среда заела" и "время научило" быть скептиками.
Справка "РГ"
Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. по репрезентативной выборке в 58 населенных пунктах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге. Опрошено1750 респондентов старше 18 лет, представляющих 11 социальных групп населения. Эмпирической базой служили также результаты исследования, проведенного ИС РАН в 2001 г. "Новая Россия: десять лет реформ". Исследование выполнено рабочей группой: член-корр. РАН Горшков М.К. (руководитель исследования), Андреев А.Л., Бызов Л.Г, Дробижева Л.М., Лежнина Ю.П., Мареева С.В., Пахомова Е.И., Петухов В.В., Седова Н.Н., Тихонова Н.Е., Тюрина И.О.