В Екатеринбурге в третий раз прошел международный фестиваль современного танца "На грани". Программа включала спектакли, мастер-классы, "круглые столы". За пять дней стало ясно, что жанр развивается бурно и непредсказуемо, втягивая в свою орбиту и барокко, и перформансы.
Екатеринбург уже не одно десятилетие признан столицей современного танца в России. Неудивительно, что несколько лет назад здесь наконец возник международный фестиваль. Мощную поддержку ему оказывают министерство культуры и туризма области, Союз театральных деятелей России, театр музыкальной комедии, местное отделение Альянс Франсез.
Неудивительно, что уральское начинание разворачивается на глазах. В программе не боятся сталкивать разные эстетики, техники и опыт. Екатеринбург оказался первым российским городом, где в 1990-х начали готовить профессионалов современного танца, и теперь программа включает значительное количество работ студентов и выпускников гуманитарного университета. Среди них обратил на себя внимание перформанс "Шоколад" недавно сформировавшегося дуэта ZONK A, были интересные детали в спектакле "Компании 2046" "Влюбленные в сером". Но пока они не конкуренты тем именитым участникам, которые составляют основную часть программы.
Традиционно "На грани" представляет все ведущие танцевальные коллективы самого Екатеринбурга, и для них дело чести - выступить перед фестивальной публикой с новыми спектаклями. На этот раз первый день "На грани" был отмечен мировой премьерой спектакля "Sepia" Татьяны Багановой, которую представили "Провинциальные танцы". Буквально за месяц до фестиваля трансформировавшийся в ТанцТеатр бывший Екатеринбургский театр танца показал свою дебютную работу "Черное настроение. Бесконечность", которая продолжила сотрудничество артистов с венгерским хореографом Балашем Баранеем, длящееся уже несколько лет. Особые споры вызвала постановка "RE: Поэты" Наума Блика, для которой был придуман жанр "рэп-данс-спектакль", в котором вместе с известным рэпером выступает танцевальная команда "Киплинг". В процессе работы находится и Kreis "Эксцентрик-балета" Сергея Смирнова, которым закрывался "На грани".
Событием фестиваля стали также премьеры его двух постоянных участников - Челябинского театра современного танца, который приехал с "Вертикальными связями" Ольги Пона, и "Едоки", поставленный в московском театре-студии современной хореографии ее ученицей Екатериной Кисловой.
Тем не менее приглашенная из Франции компания "Галантные празднества" доказала, что по-своему хорош и спектакль длительной выдержки: постановку "Радость со мной" руководитель коллектива Беатрис Массен осуществила в 1996 году, и она полностью соответствует своему названию, одаривая парадоксальным сочетанием цветистого барочного танца и современного экстрима. Еще раз заставил убедиться в этом эстонский театр Fine5, который представили Тийна Оллеск и Рене Ныммик. Для Екатеринбурга их "Дуэт в четырех измерениях" был первым знакомством с этой парой танцовщиков и хореографов, хотя в Москве и Петербурге они выступали неоднократно. Их спектакль отличает глубина эмоций и отточенность формы - то соединение, которое слишком редко можно наблюдать на нашей сцене. Поэтому эстонский театр, вероятно, станет еще одним постоянным гостем екатеринбургского фестиваля.