Ленинский районный суд Томска получил результаты экспертизы, назначенной в рамках процесса над книгой "Бхагавад-гита как она есть". Эксперты нашли в некоторых фразах книги признаки экстремизма, передает РИА Новости слова юрисконсульта "Московского общества сознания Кришны" Михаила Фролова.
Прокуратура Томска в июне 2011 года обратилась в суд после проверки деятельности религиозной организации "Томское общество сознания Кришны". Эта организация занимается проповедованием вайшнавского учения, изложенного в книгах Бхактиведанты Свами Прабхупады, в том числе "Бхагават-гита как она есть". Согласно заключению экспертов из Томского госуниверситета, на которое ссылается прокуратура, в вероучении, изложенной в этой книге, содержатся признаки разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Кроме того, по версии прокуратуры, текст содержит "призывы к враждебным, насильственным действиям в отношении ряда социальных и конфессиональных групп".
В конце августа Ленинский районный суд Томска приостановил производство по делу в связи с тем, что по ходатайству прокуратуры специалисты Кемеровского госуниверситета должны были провести комплексную экспертизу книги "Бхагават-гита как она есть". В понедельник суд получил результаты экспертизы, и заседание возобновилось. "Мы ожидали, что она (экспертиза) будет негативная, потому что те эксперты, которым была поручена экспертиза, уже известны тем, что при экспертировании религиозных текстов других религиозных объединений они находили там экстремизм", - отметил Фролов. По словам юрисконсульта, эксперты "надергали цитат из книги, где упоминается слово "глупец". Оно употребляется в тех случаях, где критикуются какие-то философские взгляды, противоречащие монотеистической религиозной концепции "Бхагавад-гиты"". "Но не в адрес какой-то конкретной религиозной группы или отдельной личности. Это критикуется философский взгляд, это веками происходит в Индии и веками будет происходить", - подчеркнул собеседник агентства. Он отметил, что эксперты усмотрели в этом "пропаганду интеллектуальной и социальной неполноценности человека по признаку его отношения к обосновываемым "Бхагавад-гитой" религиозным ценностям". Кроме того, по мнению экспертов, книга пропагандирует ограничение свободы женщин.
Между тем министр иностранных дел Индии Соманахалли Малайя Кришна выразил надежду, что российский суд, рассматривающий дело о признании индуистского трактата "Бхагавад-гита" экстремистским учтет чувства индийцев. "Мы не намерены уделять повышенное внимание идущим по ложному пути лицам, которые направили в суд абсурдную жалобу. Мы не сомневаемся, что наши российские друзья, которые понимают наши цивилизационные ценности и восприятие культуры, решат эту проблему должным образом", - сказал министр, выступая в Лок сабхе (нижней палате парламента страны). Кришна выступил в парламенте после того, как в понедельник индийские парламентарии выразили озабоченность сообщениями, что в России "судят "Бхагавад-гиту". "Бхагавад-гита" - это не просто религиозный текст. Это один из трактатов, определяющих индийскую мысль, описывающих саму душу нашей великой цивилизации", - отметил в своем выступлении глава МИД Индии.
Сообщение о "нарушении прав индуистов в России" вызвало крайне негативную реакцию в Индии. Ряд парламентариев потребовал, чтобы правительство страны немедленно защитило права последователей индуизма в России. По информации индийской прессы, группа индийцев, живущих в Москве, а также российские кришнаиты обратились к премьер-министру Индии Манмохану Сингху с просьбой не допустить запрета в России священного для индусов текста. "Бхагавад-гита" ("Песнь Господа") - религиозно-философская поэма, которая входит в великий индийский эпос "Махабхарата". Поэма - один из самых знаменитых текстов древней индуистской литературы. Она построена как беседа между двумя героями эпоса - Арджуной и его колесничим Кришной - перед началом великой битвы. Кришна вдохновляет Арджуну на битву во имя справедливости. Идеи, сформулированные в "гите", легли в основу религиозной и нравственной доктрины современного индуизма.