Миллион пассажиров за год - такую солидную высоту авиакомпания "Белавиа" взяла впервые в своей пятнадцатилетней суверенной истории. Миллионного потока удалось достичь во многом благодаря транзитным пассажирам, которые выбирают минский аэропорт в качестве перевалочного узла. Среди них больше всего россиян. Из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. В общем, из всех тех городов, куда летают самолеты "Белавиа". Через Минск они летят дальше в Прагу, Берлин, Париж, Милан.
Ожидается, что в ближайшем будущем в эту компанию вольются и сибиряки. Рейс Минск - Новосибирск откроется уже в июне. Первое время он будет выполняться один раз в неделю. В перспективе его планируется продлить в Пекин. Кто станет потенциальными пассажирами? Этот вопрос я задал генеральному директору "Белавиа" Анатолию Гусарову.
- Во-первых, транзитники. Кроме того, в Сибири живет и работает достаточно большое количество белорусов. В Новосибирске, замечу, даже имеется отделение белорусского посольства. Обращения с просьбой открыть этот рейс приходили и несколько лет назад, но тогда мы не видели экономической целесообразности. Сегодня она есть.
А каковы долгосрочные перспективы? Пока, напомним, между Беларусью и Россией действует межправительственное соглашение, в соответствии с которым из Беларуси разрешается выполнять регулярные полеты в Москву и еще пять городов. Квот больше нет. Но, может, что-то изменится в связи со вступлением стран-соседок в Единое экономическое пространство?
- Этот вопрос сейчас изучается, - сказал Анатолий Гусаров. - Но, откровенно говоря, у российских авиакомпаний намного больший потенциал. Поэтому мы надеемся, что перевозчикам трех стран будут предоставлены равные условия работы на территориях друг друга. Скажем, если россияне смогут выполнять полеты из Минска, то и "Белавиа" должна летать из аэропортов России.
В частности, российские авиаперевозчики сейчас заинтересованы в маршруте Москва - Минск. Из аэропорта Внуково с сентября летают самолеты "ЮТэйр". Из Шереметьево трижды в день - "Аэрофлот". В летнем сезоне они же планируют пустить еще один ежедневный рейс. Кроме того, весной на белорусско-российский рынок выйдет авиакомпания "S7". А "Белавиа", которая до прошлой весны оставалась, по сути, монополистом, вынуждена была сократить число ежедневных рейсов до пяти. Итого одиннадцать рейсов в день. Не много ли?
- Многовато, - считает Анатолий Гусаров. - Наша позиция: оставить по четыре рейса с каждой стороны. Но в любом случае между перевозчиками обеих стран должен соблюдаться паритет. А кто их будет выполнять из российских авиакомпаний и с какой частотой - время покажет.
Надеяться на расширение маршрутной сети, увеличение пассажиропотока можно и в связи с планируемой реконструкцией Национального аэропорта Минск, укрупнением и модернизацией его транзитной зоны. Сейчас, чтобы пересесть на другой рейс, нужно забрать багаж, пройти паспортный контроль, таможню, заполнить кипу документов, чего в идеале быть не должно. Организационных вопросов много. Проблемы должны решиться уже в 2014 году. Планируется, что новый терминал как минимум на две трети будет построен за пределами нынешнего здания аэропорта. И там будут созданы все необходимые условия для транзитных пассажиров, в том числе их примут комфортабельные гостиницы.
Кстати
Воздушный флот авиакомпании "Белавиа" сегодня насчитывает 6 самолетов "Боинг-737-500", 4 - "Боинг-737-300", столько же 50-местных CRJ и 3 российских лайнера Ту-154М. Кроме того, перевозчик подписал договоры по оперативному лизингу сроком на 10 лет двух новых самолетов "Эмбраер-175". Их поставка ожидается осенью 2012 года.