В Воронеже впервые вместе выставили Шагала, Миро, Магритта и Дали

Коллекцию литографий "Авангард. XX век" можно увидеть в областном художественном музее имени И. Крамского до 29 января.

Передвижная выставка петербургского арт-центра "Перинные ряды" объединяет офорты признанных мастеров вроде Сальвадора Дали, Рене Магритта, Хоана Миро или Василия Кандинского, а также работы менее известных графиков из тех зарубежных стран, где активно развивалось или развивается авангардное искусство. Есть несколько литографий из серии Peace portfolio - созданной в США в 1970 году по благотворительному проекту: художники собирали средства "на реализацию политики мира" в Юго-Восточной Азии. Просмотрев все 60 листов экспозиции, легко проследить эволюцию авангарда и заметить национальное своеобразие авторских стилей: филигранные узоры и штрихи вьетнамцев и японцев, грубовато-резкие контуры изображений у скандинавов.

- Мы сами, честно говоря, привыкли ассоциировать авангард в первую очередь с Францией. Оказалось, что он сейчас на подъеме и в Гренландии, Дании или Нидерландах, - отметила старший научный сотрудник музея Валерия Меремьянина. - Шесть произведений датчан даже пришлось исключить из экспозиции, иначе получился бы перебор.

Все листы в тяжеленных рамах под толстым стеклом - подлинные оттиски, причем не из последних десятков (обычно с одного клише делают много литографий, и более ранние ценятся выше). После детских утренников, которые пройдут в музее 2-4 января, посреди зала установят плазменный экран, чтобы показывать посетителям документальный фильм о художниках, чьи работы есть на выставке.

"Авангард. XX век" - интересный, но специфический подарок воронежцам к Новому году. Он предназначен скорее для тех, кто уже имеет некое представление об авангарде, - иные непосвященные могут обмануться в своих ожиданиях, подчеркнула Меремьянина:

- Наш зритель зачастую любит в картине конкретное, узнаваемое: дерево, дом, человек. У авангардистов нет этой "прилизанности". Ранее в музее пару раз выставляли гравюры Дали, и некоторые посетители спрашивали: "А что означает вот эта линия? А почему тут такой цвет? А что хотел сказать автор?" Но художник-бунтарь создает работу без четкой заданности, иной раз смысл как раз в том, что он не хочет сказать ничего. Авангардные литографии нельзя просмотреть мимоходом - над каждой придется задуматься. К такому труду не все готовы. Впрочем, здесь очень добротная просветительская составляющая - почти 40 информационных стендов. Никакой экскурсовод не нужен - довольно подробно написано и об авангарде в той или иной стране, и о конкретных художниках. Увы, люди не слишком любят читать со стендов…

Выставка открыта до 29 января (дополнительные выходные - 31 декабря, 1, 7 и 10 января, в остальные дни график обычный), кассы работают с 10 до 17 часов. Полный билет стоит 250 рублей, льготный (для пенсионеров и студентов) - 150. Адрес музея: Воронеж, проспект Революции, 18.

Прямая речь

Владимир Добромиров, директор Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского:

- Подборка работ любопытная, хотя имена многих авторов не на слуху. Не уверен, что поток посетителей будет плотным. Хотя никогда не угадаешь, в какое время активизируется публика: при хорошей погоде или в ненастье, в выходные или будни… В следующем году мы планируем - возможно, в рамках II Платоновского фестиваля - устроить большую выставку "другого" искусства из своих фондов (есть надежда и на помощь Третьяковки, но тут вопрос упирается в деньги). У нас немало авангардных произведений - купленных музеем в 1980-е годы с превеликими трудностями, при противодействии КГБ и с тех пор никогда не покидавших запасники. Жители вновь увидят настоящее современное искусство, а не то, что порой за него выдается, в том числе в Воронеже. Сегодня за ширмой "актуальности" и "прикольности" некоторые художники маскируют собственное творческое бессилие, неумелость. А мы можем показать авангард, действительно наполненный смыслом.