Дотаций из федерального центра после перераспределения налоговых ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов могут лишиться в общей сложности 20 субъектов Федерации.
А дополнительные доходы регионов могут вырасти до триллиона рублей. Эти и другие идеи рабочей группы по налоговым и межбюджетным отношениям озвучила вчера генеральный директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, комментируя итоги состоявшегося накануне заседания Госсовета, посвященного децентрализации власти.
Кроме того, предложено установить предельный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности в размере до 85 процентов, после которого регионы будут уходить в свободное финансовое плавание. Пока же бюджет поддерживает все без исключения регионы, оказывая тем самым процветающим регионам плохую услугу, то есть лишает стимулов к тому, чтобы богатеть дальше самостоятельно и переходить в разряд регионов-доноров. Децентрализация позволит также сдвинуть с мертвой точки и проблему собираемости местных налогов, новые рычаги регионального воздействия на нерадивых налогонеплательщиков.
По словам заместителя директора Центра фискальной политики Александра Дерюгина, если оценить объемы межбюджетной помощи региональным бюджетам в процентах к ВВП, то они планомерно снижаются. С 2008 год к 2013 году уменьшатся на один процент. Поэтому сегодня предлагается поменять подход: не уменьшая объемы финансовой поддержки, увеличивать объем средств, которые региональные бюджеты получат от собственных источников доходов. Сегодня у нас более 70 дотационных регионов. И все сидят на дотациях, как на игле, говорят эксперты. Эти иждивенческие настроения уйдут вместе с сокращениями федеральных трансфертов.
Среди предложений, которые в ближайшее время превратятся, по словам Галины Курляндской, в законодательные инициативы и будут направлены в Госдуму, есть и такие, как полная передача на региональный уровень налога на прибыль и водного налога. Кроме того, региональным бюджетам передадут все акцизы - от спирта до табака и автомобильного бензина и дизтоплива. Рассматривается вопрос и о налоге на доходы физлиц. Если сегодня подоходный налог платится по месту работы, то теперь может "переехать" по месту жительства. Регионам позволят также смелее вводить, к примеру, разные сборы - курортные или охотничьи, за парковку. И предоставят право устанавливать штрафы.
Предлагается также отменить льготы по региональным и местным налогам, которые установлены федеральными законами. Речь идет о льготах по налогу на имущество и земельному, которые предоставлены в отношении участков, предназначенных для нужд обороны, таможни, для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Сегодня разрыв в межбюджетных трансфертах достигает 5,8 раз. То есть самый богатый регион в расчете на одного жителя богаче в 5,8 раз. По словам Галины Курляндской, от новаций регионы только выиграют. Богатые, получив дополнительные налоговые поступления, будут богатеть еще больше. А высвобождающиеся федеральные средства перетекать в бюджеты наиболее бедных регионов, не увеличивая таким образом разрывы, которые между регионами есть сейчас. Эксперты резюмируют, что у регионов в итоге будет больше инструментов, чтобы сделать жизнь своих граждан и услуги, предоставляемые им, более достойными и доступными, чем сегодня. Но с другой стороны, местные власти берут на себя большую ответственность, чем до сих пор.
Тем временем минэкономразвития предлагает расширить список оснований для предоставления средств из федерального фонда поддержки регионов, сообщила глава министерства Эльвира Набиуллина. Речь идет о фонде, объемом 10 миллиардов рублей, из которого выделяются деньги регионам, показавшим наилучшие темпы роста налоговой базы. Министерство предлагает выделять средства также тем, кто добьется структурных сдвигов в поддержке инноваций.