То, что россиянин, звезда профессионального велоспорта теперь в "Катюше" - уже не новость, а, так сказать, свершившийся факт. Но ведь приятно - признайтесь, отечественные болельщики! - опять и опять сознавать, что произошел такой долгожданный трансфер. Согласно подписанному контракту, 33-летний уроженец Орла проведет в "Катюше" по крайней мере два года.
И, конечно, потрясающе интересно: как "дебютировал" Денис в команде? Что ему нравится, что - нет? Какие планы на стартующий сезон? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" расспросил Меньшова во время первого для прославленного гонщика учебно-тренировочного сбора в составе "Катюши". Этот общий сбор команды прошел в межсезонье в Италии, в курортном городке Марина ди Биббона, что в Тоскане на берегу Тирренского моря.
Российская газета: Денис, поздравляю и вас, и себя, и всех, кто был заинтересован в вашем переходе в "Катюшу". Как все-таки это произошло?
Денис Меньшов: Я, знаете, давно этого хотел. Видел, что команда большая и серьезная. Осенью пару раз на этот счет встречался с представителями компании "Итера", одного из спонсоров "Катюши". Они сообщили о своих возможностях, оценили мои. К тому же я рассказал, как обстоят мои дела. А чуть позже состоялся уже абсолютно конкретный разговор, и все было решено.
РГ: У "Катюши", получается, сейчас время собирать камни? Вот и Вячеслав Екимов, человек-легенда, двукратный олимпийский чемпион, вернулся, так сказать, на родную ниву - теперь он советник президента Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Игоря Макарова.
Меньшов: Мне, кстати, как раз Слава и позвонил, и мы с ним буквально с первых минут разговора были, что называется, на одной волне. Случайно ли это? Я имею в виду ваш вопрос относительно собирания камней. Думаю, нет. Все развивается логично - просто нужно было время. В итоге все встает на свои места, так и должно быть. "Катюша" тоже была молодой, только создающейся командой. Возможно, ей понадобился определенный период - год, полтора, чтобы масштабно осмыслить ситуацию. Если у мощной команды четкое направление, верные мысли, классные специалисты, то почему бы не использовать имеющиеся возможности - пригласить гонщиков, а также опытных экс-велосипедистов в качестве спортивных директоров?! Это, повторяю, логично.
РГ: И вот вы побывали на первых сборах. Каковы впечатления?
Меньшов: Я уже могу оценить. Если честно, ощущения очень хорошие. Позитивный настрой почувствовал прямо с утра 9 декабря, как только прибыл сюда. Профессиональный подход во всем - начиная с подготовки велосипедов. Видно, что люди знают толк в деле. Работают правильно, с желанием. Такое впечатление создается, когда сталкиваешься с менеджерами по инвентарю, механиками, медиками, массажистами.
РГ: Вы, Денис, двукратный призер "Тур де Франс", дважды побеждали на "Вуэльте Испании", первенствовали на "Джиро д’Италия". Чего бы хотели добиться с "Катюшей"?
Меньшов: Ответ простой: того же, чего добивался и раньше. Если сумею достигнуть нечто большее, будет здорово. Надеюсь, подходить к делу буду столь же профессионально, но только прибавится энтузиазма: все-таки за страну выступаю. Хотя, справедливости ради, замечу: я и раньше представлял Россию, хоть и катался за иностранные команды. Но теперь мы вместе - "Катюша" и я, точнее, я в "Катюше", и это прекрасно. Я, кстати, форму "Катюши" на сборах не надевал, тренировался в майке "Geox" - нельзя было до 1 января носить экипировку российской команды.
РГ: Гонки - это либо команда работает на тебя, либо ты работаешь на команду. Но ведь у каждого, тем более у лидера, свое мнение. Может кто-то перетянуть одеяло на себя?
Меньшов: Тяжело сказать. В глобальном плане все заранее известно. Слишком редко бывает так - приезжает команда с одними мыслями, а получается совсем другой расклад. Велогонки - командный вид. Но такой спорт, когда один человек, лидер, должен поставить решающую точку под всем, что сделано. Индивидуальные качества - весомый аргумент, но без команды ничего реально не добьешься. Под командой я подразумеваю, конечно, не 8 - 9 стартующих спортсменов, а целый коллектив. Называйте в любой последовательности - это четыре массажиста, три механика, менеджеры, доктор, директор и сами гонщики.
РГ: Порой гонщик чувствует, что всех, как говорится, порвет. А руководство команды считает по-другому. У вас бывало так: являетесь к спортивному директору со своим мнением, а уходите от него, не найдя понимание.
Меньшов: Я хочу вам рассказать, как я начинал карьеру. Я попал в профессионалы, не будучи никакой звездой, и вообще не претендовал ни на какую победу. Меня взяли, потому что увидели по тестам: есть кое-какие данные. Мне был 21 год. Руководители испанской команды "Банесто", лидером которой был знаменитый Мигель Индурайн, понимали: мне требуется еще лет пять, чтобы выйти на какой-то серьезный уровень. Когда были не слишком важные гонки, они говорили мне: "Езжай и просто смотри. Проиграл 20 минут - ничего страшного, гляди на других гонщиков. И называли конкретные имена". Я стал понимать: если в команде имеется человек, реально претендующий на призовое место, то я, естественно, должен ему помогать. Это я к тому, что я прошел весь путь - от и до. Были всплески, личные успехи, а потом я как бы возвращался - опять содействовал другим, поддерживал тех, кто претендовал на победу. Я понимаю динамику этих процессов. Я демонстрировал результат, когда была взаимная уверенность - меня в себе и команды во мне. Если команда знает, что сегодня не мой, а кого-то другого день, я помогаю. Для меня это не проблема - хватает и профессиональных качеств, и характера. В последние пять - шесть лет у меня было так: приезжал на гонку лидировать, а в итоге помогал. Это спорт. Если мое изначальное "лидерство" тянет не на 100, а всего на 92 процента, то подобного количества как раз не хватит на победу или на второе место на "Тур де Франс", к примеру.
РГ: В прошлом году "Тур де Франс" вы пропустили…
Меньшов: А выиграл австралиец Эванс, с которым я лично знаком. Наши стили езды в чем-то похожи. Мы часто боролись за лидерство. В прошлом году он был, пожалуй, самым лучшим гонщиком в "Град туре". Но я тоже буду стараться соответствовать высокому уровню.
РГ: Уже знаете, конечно, кто вам будет помогать.
Меньшов: Есть ребята, на которых можно положиться - это, например, Володя Гусев и Юра Трофимов. Да и вся команда.
РГ: Интересно, можно ли во время гонки думать о чем-то другом?
Меньшов: Конечно. Можно даже анекдоты травить! С тем, с кем знаком, побеседовать. Но, правда, не когда уже к финишу приближаешься - там такое "молотилово" идет! Впрочем, даже в тяжелых ситуациях на трассе надо переключаться - не думать постоянно о колесе соперника.
РГ: Денис, на следующий вопрос хотите - отвечайте, хотите - нет. Можно ли продать гонку, победу в ней? Уступить лидерство за деньги? Об этом ведь сейчас много пишут.
Меньшов: Что сказать? В принципе в этом мире нет ничего невозможного. Но я с этим не сталкивался. И говорить о том, насколько это возможно и как на самом деле обстоит, не берусь.
РГ: Для вас какая гонка является вершиной в велоспорте?
Меньшов: Не стану кривить душой: для меня как для профессионального гонщика первоначально идет "Гранд тур". "Тур де Франс" - номер 1. Но я понимаю значимость и таких соревнований, как чемпионат мира и Олимпийские игры. Если есть возможности и силы, а также желание нашей сборной, то я мог бы быть полезен на этих важных стартах. В групповой гонке, наверное, вряд ли, а вот в "разделке" я готов выступить.
РГ: А вообще какие планы на начавшийся год, хотя бы на первую половину?
Меньшов: Сначала Мальорка, потом Андалусия, Париж - Ницца и моя любимая гонка "Тур Романдии". И, наконец, "Джиро" и "Тур де Франс".
РГ: Получается, у вас теперь не будет соперничества с Хоакином Родригесом, вы же в одной команде. Или команда - командой, а табачок - врозь?
Меньшов: Присутствие нас двоих только усиливает команду. Да и потом у него свои гонки, у меня свои: "Катюша" же большая команда.
РГ: Вы живете в Испании. Для вас важно, чтобы место работы было красивым?
Меньшов: Конечно, лучше всего работать в приятной обстановке. От этого многое зависит, вплоть до банального желания тренироваться. Встал утром - классная атмосфера, позавтракал и с большим удовольствием отправляешься на тренировку.
РГ: А как часто бываете в родном Орле?
Меньшов: Стараюсь как можно чаще. Но, наверное, по совокупности не больше двух месяцев в году.
РГ: Можете представить себя на обычном дорожном велосипеде?
Меньшов: А чего представлять-то! Я так и делаю - сажусь на него и еду.
РГ: На ваш взгляд, популярен ли в России массовый велосипед?
Меньшов: Конечно, не так популярен, как, например, в Европе. Но, знаете, зачастую, когда нахожусь в России, вижу, как где-нибудь в захолустной деревне люди передвигаются на велосипедах. Причем молодежь. Да и в моем Орле с каждым годом все больше и больше людей садятся на велосипед. Ребята увлекаются велосипедными модификациями - "BMX" и "маунтинбайк", прыгают в центре города.
РГ: Ваши трое детей родились в Испании. Они уже испанцы?
Меньшов: Нет, что вы! Даже мысли не возникало оформить им испанское гражданство. Дома говорим только на русском. Возраст детей - 8, 6 и 4 года. Все уже понемножечку, но с большим удовольствием гоняют на велосипеде.
РГ: Я как-то прочитал научное исследование. Оказывается, велосипед - лучшее средство передвижения для восприятия окружающей действительности. Если идти пешком - пейзаж надоедает, а на мотоцикле или в машине ничего не успеваешь заметить.
Меньшов: Согласен. Велосипед - оптимальный транспорт. И самый здоровый.