Когда бензин в России начнет дешеветь? Как отличить хорошее горючее от плохого, не выезжая с заправки? Какое наказание ждет нефтяников, сорвавших сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов? На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
В 2011 году цены на бензин заметно выросли. Сколько будет стоить топливо в этом году?
Анатолий Голомолзин: Прогнозировать сложно. Цены складываются из совокупности факторов: ситуации на внешнем рынке, налоговой политики, инфляции и не в последнюю очередь затрат, которые несут компании. Добыча нефти дорожает, поскольку уходит во все более труднодоступные районы. Плюс нефтяники сейчас занимаются модернизацией производств, и, пока она не завершена, компании несут повышенные издержки. Мы, безусловно, не допустим, чтобы цены росли из-за монополистических действий нефтяных компаний. Что касается других факторов, то, если ситуация на внешних рынках будет стабильной, можно предположить, что в 2012 году цены будут расти с темпами, близкими к инфляции. Но, возможно, и с некоторым ее опережением . Основная причина - повышение акцизов. Они и в прошлом году внесли основной вклад в подорожание топлива.
В США бензин в конце 2011 года дешевел несколько недель подряд, а в России незначительно, но все-таки дорожал. Чем это можно объяснить?
Голомолзин: Американский рынок отличается не только от нашего рынка, но и от европейского. Во-первых, цена на нефть на бирже в Нью-Йорке на 5-10 долларов ниже, чем, к примеру, в Лондоне. Эксперты объясняют этот парадокс условиями расположения основных добывающих, нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей. Нельзя также забывать, что в США и самый высокий уровень конкуренции: и в нефтедобыче, и в переработке нефти, и в розничной продаже нефтепродуктов. Кроме того, в Америке очень высокий уровень перерабатывающих производств и глубина переработки нефти. Проще говоря, тамошние переработчики из одной тонны нефти получают намного больше качественного бензина, чем наши. А раз топлива на внутреннем рынке с избытком - совершенно бессмысленно пытаться завышать на него цены. И еще один важный нюанс- налоги. Их доля в структуре стоимости топлива в США - всего 15 процентов. В России- 55-65 процентов, а в Европе еще больше - 70-80 процентов. Вот почему такая разница в конечной стоимости бензина и дизельного топлива.
По мере модернизации наших мощностей ситуация будет меняться. Увеличатся объемы выпуска нефтепродуктов, акцизы начнут снижаться, чтобы у переработчиков появился стимул выпускать более качественное топливо. Перед ними стоит задача в 2015 году перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5. Для него предусмотрена ставка акциза на уровне примерно пяти тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин стандарта Евро-3 - порядка 10-11 тысяч рублей. Разница, как видите, существенная.
Получается, что условия для снижения цен на бензин в России появятся не раньше 2015 года. Пока же потребителям придется платить по максимуму, оплачивая в том числе и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов?
Голомолзин: Цены на рынке отражают баланс спроса и предложения, факторы мировых и внутренних рынков. Активная фаза модернизации прежде всего определяет направление расходования прибыли нефтяных компаний. Что же касается потребителей, то все-таки правильнее говорить о том, что в ближайшие годы на их плечи могут лечь возросшие потребительские налоги - акцизы относятся именно к такой категории. Мы рассчитываем на то, что рост акцизов не сразу отразится на стоимости топлива. По крайней мере не в первые месяцы 2012 года, ведь нефтяники успели накопить определенный запас прочности. Но полагаем, что в таких вопросах правильнее не на кого-то рассчитывать, а создавать институциональные механизмы для того, чтобы ситуация оставалась устойчивой. Именно поэтому мы предлагали повышать акцизы постепенно, с темпом инфляции, и сделать их гибкими: при росте цен на внешнем рынке - снижать, а при падении в определенном диапазоне, скажем, со 130 до 90 долларов за баррель, наоборот, повышать. Тогда можно было бы, с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой - уберечь экономику от вредных для нее ценовых колебаний. Ведь топливо - ключевая составляющая для целого ряда секторов. Их серьезно лихорадит от резких ценовых скачков.
Это предложение не нашло поддержки у минфина. Возможно, оно еще будет обсуждаться. Пока же нужно исполнять те решения, которые были приняты. Но надо отдавать себе отчет в том, что доля налогов в структуре стоимости топлива в России в ближайшие пару-тройку лет будет расти, стремясь к европейскому уровню. Это не самый лучший вариант для российской экономики. По количеству автомобилей на душу населения мы в два раза отстаем от Европы. По показателю транспортной доступности в авиации - больше чем в четыре раза. В такой ситуации ориентироваться на Старый Свет нет смысла - нужна более взвешенная политика.
Как идет модернизация нефтеперерабатывающих заводов?
Голомолзин: Из примерно 20 компаний, подписавших с нами соглашения, большинство выполняют и даже перевыполняют план, но есть и отстающие.
Не хватает денег?
Голомолзин: Для всех компаний установлен, по сути, льготный режим налогообложения и применения таможенных пошлин (пошлины на нефтепродукты ниже, чем пошлины на нефть, даже в условиях, когда произошло выравнивание пошлин на мазут и светлые нефтепродукты), так что средства у них есть. Отклонения от графика касаются в основном технических вопросов. На последнем декабрьском заседании правительственной комиссии по ТЭК для устранения недоработок был установлен контрольный срок - конец марта. В апреле первые результаты модернизации повторно будут обсуждаться на заседании этой комиссии. К слову, несколько лет назад нефтяники уже декларировали, что проведут модернизацию. На самом деле, добившись снижения пошлин на мазут, целый ряд из них исполнили свои обещания лишь наполовину. Так вот могу сказать с полной уверенностью: такая ситуация больше не повторится. Процесс модернизации на всех этапах и по каждому объекту в отдельности отслеживает Ростехнадзор. То, что компания выпускает качественное топливо, должно подтверждать Ростехрегулирование. ФАС держит этот вопрос на особом контроле, и вся информация наших коллег будет учитываться. К нарушителям будем применять самые жесткие санкции.
Какие, например?
Голомолзин: Мы сразу предупредили нефтяные компании еще на этапе подписания соглашений, что это будут двойные санкции - одни касаются оборотных штрафов по КоАП (в процентах от годовой выручки компании-нарушителя), другие - изъятия необоснованно полученного дохода. Смысл возможного нарушения антимонопольного законодательства состоит в том, что если нужный объем качественного топлива из-за срыва сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов не будет поставлен на рынок, может возникнуть относительный дефицит, который в свою очередь приведет к необоснованному росту цен. По данным на конец 2011 года, мы имели опережение плана по выпуску зимнего дизельного топлива, но отставание по летней солярке. Это некритично: летнего дизеля у нас производят достаточно и 60 процентов идет на экспорт. А вот любые отклонения от запланированных объемов производства высококачественного бензина, зимнего дизельного топлива и керосина могут обернуться сложностями для внутреннего рынка. Поэтому контроль необходим строгий.
Кстати, о качестве топлива. Как в России с этим обстоят дела?
Голомолзин: Качество улучшается. Чтобы потребитель понимал, какое топливо он покупает, есть идея маркировать качественный бензин прямо на заправке, в кассовых чеках. Если вы заправились, к примеру, 95-м бензином пятого класса, а его качество не соответствует стандарту, вы вправе будете предъявить претензии к поставщику и к тем, кто осуществляет заправку. Надеемся, что система маркировки появится уже в нынешнем году. Таким образом, будет установлено четкое соответствие между ценой и качеством.
В 2011 году ФАС завершила очередное разбирательство с нефтяными компаниями, завышавшими цены на топливо. Сколько штрафов они заплатили по итогам трех волн?
Голомолзин: Приближаемся к двадцати миллиардам рублей. Из них 15 миллиардов рублей - штрафы по первой и второй волнам. Эти деньги уже пришли в бюджет. Более четырех миллиардов рублей штрафов было назначено по третьей волне в конце 2011 года. Решение по штрафу в отношении еще одной из нефтяных компаний ожидаем в первом квартале 2012 года. Суммы штрафов по третьей волне будут перечислены в бюджет в 2012 году.
Как рассчитываются суммы штрафов?
Голомолзин: Исходя их диапазона значений, которые заданы в Кодексе об административных правонарушениях. От 1 до 15 процентов от суммы выручки по тому товару, на который цена была необоснованно повышена. Величина штрафа зависит от отягчающих и от смягчающих обстоятельств. Скажем, если компания признает факт нарушения и устраняет последствия, то санкции могут быть минимальными, как в случае с теми, кого мы оштрафовали в рамках третьей волны антимонопольных дел. Раньше было иначе - нефтяники с нами судились. Разбирательства такого масштаба были первыми в российской судебной практике, поэтому дело продвигалось сложно. Но в результате все наши выводы были полностью подтверждены высшей судебной инстанцией, и компаниям пришлось заплатить беспрецедентные штрафы - одни из самых крупных, которые только удавалось взыскивать антимонопольным органам. Эксперты говорят, что по крайней мере в десятку мы попали.
Четвертая волна будет?
Голомолзин: Будут факты нарушений, будут и дела. Но есть основания полагать, что ситуация меняется в лучшую сторону. Нефтяники уже понимают, что наказание неотвратимо и нужно соблюдать закон. Мы рассчитываем, что в этом году заработает единая биржевая система торговли нефтепродуктами, и 15 процентов объемов внутреннего рынка топлива будет продаваться на бирже. Кроме того, надеемся, что будут приняты наши законопроекты по рыночному ценообразованию, по особенностям оборота нефтепродуктов и по акцизам. Эти три пакета позволят создать предпосылки для работы цивилизованного рынка. Мы добьемся того, что сделали в тех же Штатах лет 50 назад. Там тоже была ситуация, когда фиксировалось огромное количество нарушений. Антимонопольщики начали применять штрафные санкции, уголовную ответственность, к тому времени как раз сформировался институт биржевой торговли. Но у них на это ушло почти полвека. У нас нет такого запаса времени. Мы, как все нормальные люди, хотим жить хорошо и сейчас, нам надоело откладывать это на будущее. И мы считаем, что у нас есть возможность учиться не только на своих ошибках или примерах, но и на чужих.
Предполагалось, что единая биржевая система заработает до конца 2011 года. Но сроки пришлось перенести. Почему?
Голомолзин: У площадок слишком разные интересы, а у нас нет задачи пустить всех под одну гребенку. Напротив, мы хотим, чтобы каждая площадка имела возможность внести свой вклад в создание единой системы. В конце января собираемся провести конференцию с участием представителей крупнейших мировых площадок, зарубежных антимонопольных органов, чтобы еще раз "сверить часы". Есть вариант сделать все быстро, но не очень хорошо. Но для нас важны последовательные действия и качественный результат.
Из-за чего возникли разногласия?
Голомолзин: Есть разночтения, к примеру, в части комиссионных. Должны ли они быть едиными или нет? Мы считаем, что нет. Различия в размере комиссионных заставит каждую из площадок повышать качество обслуживания. В результате будет улучшаться работа системы в целом. В противном случае мы получим монопольную структуру, которая будет диктовать не всегда адекватные правила. Кстати, с начала этого года вступила в силу норма третьего антимонопольного пакета, которая регламентирует особенности справедливого ценообразования на биржевых площадках. То есть биржи теперь будут работать в рамках прямых норм антимонопольного законодательства. До этого каждая утверждала для себя правила самостоятельно, и не всегда они отвечали условиям конкуренции. Об этом говорят те дела о нарушениях антимонопольного законодательства, которые мы рассматривали в прошлом году в отношении двух нефтяных бирж.
Когда могут быть приняты законопроекты ФАС о рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты и обороте нефти и нефтепродуктов?
Голомолзин: Сложно сказать. У них трудная судьба межведомственного согласования. Надеемся, что в первом квартале эти документы пройдут обсуждение в правительстве, и нам бы хотелось, чтобы оно закончилось внесением в Госдуму. Законопроекты были опубликованы на сайте ФАС, они нацелены на формирование рыночных цен, на преодоление монополизма на федеральном и региональных рынках нефтепродуктов. Прошла серия обсуждений этих законопроектов. Участники рынка и эксперты с нами солидарны. Совет Федерации рекомендовал продвигать и принимать такие законопроекты. Есть поддержка среди депутатов нижней палаты парламента. Одно из наших предложений сводится к тому, чтобы разделить розницу и опт в вертикально интегрированных нефтяных компаниях, чтобы АЗС ВИНКов работали в равных условиях с независимыми сбытовыми компаниями и покупали топливо на таких же условиях. Мы пока не предлагаем жесткого имущественного разделения, которое произошло в электроэнергетике. На нынешнем этапе и организационного обособления по видам деятельности будет достаточно. Не получится создать равные условия для конкуренции, тогда будем ставить вопрос об имущественном разделении. Хотя некоторые депутаты, с которыми мы ранее этот законопроект обсуждали, были готовы пойти намного дальше.