С первого января проблемы занятости населения почти всецело легли на плечи и бюджеты регионов. Будет ли им это под силу? Что изменится в жизни безработных? Какова будет ситуация на рынке труда в новом году? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заместитель министра здравоохранения и социального развития России Максим Топилин.
Российская газета: Максим Анатольевич, в середине 2000-х годов полномочия по вопросам занятости уже передали регионам. Что меняется сейчас?
Максим Топилин: В декабре президент подписал закон № 361. В нем есть много сюжетов: передача регионам полномочий по решению вопросов распределения налогов, благоустройству территории, но основная часть - вопросы занятости.
Действительно, в 2007 году регионы получили все полномочия по содействию занятости, но при этом финансирование программ осталось за федеральным бюджетом - оно шло через субвенцию. Использование этих средств на решение других проблем было запрещено.
Тогда мы боялись, что часть регионов не справится и нам будет сложно управлять этими процессами. Но практика показала, что это было правильное решение. Подтвердил это и кризис: гораздо эффективнее на федеральном уровне разрабатывать программы, а на уровне субъектов их реализовывать.
По новому закону федеральный бюджет продолжит выделять средства на все социальные выплаты, предназначенные для тех, кто признан безработным. Это пособие по безработице, материальная помощь, стипендия во время профобучения, возмещение расходов Пенсионного фонда России на выплату досрочных пенсий по предложению органов службы занятости. Активные программы содействия занятости - переобучение безработных, профориентация, общественные работы, ярмарки вакансий, и содержание служб регионы с 2012 года финансируют за счет собственных средств.
РГ: И это увеличит нагрузку на их небогатые бюджеты?
Топилин: Нет, не увеличит. Федерация взяла на себя финансирование всей милиции общественной безопасности, благодаря чему у регионов высвободились средства.
Пока у нас нет опасений, что субъекты предусмотрят меньшее финансирование на содействие занятости, хотя они могут это сделать, если прогнозные показатели по численности безработных уменьшатся. Но в законе написано: норматив доступности каждой услуги должен сохраниться на уровне 2011 года. Под нормативом доступности понимается предоставление услуги определенной доле официально зарегистрированных безработных. Например, если в 2011 году профессиональное переобучение могли пройти 15 процентов безработных, состоящих на учете, то такой уровень должен быть сохранен и в дальнейшем.
РГ: Сколько денег ежегодно выделялось службам занятости?
Топилин: Порядка 21 миллиарда рублей - на содержание управлений, центров занятости и активные программы, без учета расходов на антикризисные мероприятия.
РГ: Кстати, некоторые из антикризисных программ вы планировали сделать постоянными. Как это будет работать в свете переданных полномочий?
Топилин: Действительно, несколько мероприятий стали постоянно действующими. Во-первых, регионам переданы полномочия по оказанию единовременной финансовой помощи безработным на открытие собственного дела. Теперь субъекты самостоятельно определяют порядок отбора будущих предпринимателей, размер финансовой поддержки и другие условия выдачи помощи. Они, например, могут решить, что им не нужно 300 начинающих предпринимателей, пусть их будет сто, но субсидия составит не 58 800 рублей, а 200 тысяч.
РГ: Но могут дать и меньше 58 800?
Топилин: Верно, размер помощи может быть разный. Но, думаю, все понимают, что меньшей суммы будет недостаточно, программа не будет стимулировать безработных к созданию собственного дела, а власти таким образом продемонстрируют свое стремление развивать предпринимательство и создавать рабочие места.
Вторая программа, которая становится постоянной, это профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. По закону о передаче полномочий регионы теперь имеют право реализовывать эту программу.
За федеральным бюджетом сохранились два важнейших направления: трудоустройство людей с ограниченными возможностями и родителей, которые воспитывают детей-инвалидов, а также многодетных. Работодатели, создающие рабочие места для них, получают компенсацию 50 и 30 тысяч рублей соответственно. За 2011 год по этому направлению трудоустроено 17 тысяч инвалидов.
Параллельно содействие занятости людей с ограниченными возможностями осуществляется в рамках государственной программы "Доступная среда". Никогда раньше вопросы занятости не пересекались с вопросами инвалидности. Сегодня же по "Доступной среде" общественным организациям выделяются субсидии на трудоустройство инвалидов. Суммы разные, поскольку средства выделяются под конкретную программу действий. Например, по итогам конкурса 2011 года Всероссийское общество слепых получило порядка 57 миллионов рублей.
РГ: А остальные антикризисные программы вообще уходят с арены?
Топилин: Они остаются в 15 регионах, так называемых территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. К ним относятся регионы, чьи показатели, характеризующие рынок труда, превышают общероссийские более чем в 1,5 раза. Это республики Северного Кавказа, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область, Адыгея. Здесь продолжится превентивное обучение работников, находящихся под риском увольнения, стажировка студентов и мероприятия, связанные с переездом в другую местность: федеральный бюджет компенсирует безработному расходы на переезд, аренду жилья в течение шести месяцев в размере 550 рублей в сутки, в течение того же периода работодателю частично возмещаются расходы на заработную плату работника - по 4600 рублей в месяц.
Всего на 2012 год на трудоустройство инвалидов, родителей детей-инвалидов и многодетных, а также на программы по снижению напряженности на рынке труда в 15 регионах в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 миллиарда рублей. Этого пока достаточно.
РГ: В целом, вы полагаете, жизнь безработных не ухудшится?
Топилин: Ситуация не ухудшится ни в одном из регионов, наоборот - улучшится. Передача регионам полномочий означает повышение ответственности губернатора за решение вопросов занятости. На основании методики, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России, будет формироваться рейтинг регионов, который позволит оценить качество и доступность госуслуг в области содействия занятости. Также показатели по состоянию рынка труда отражаются в рейтинге Минрегиона, который оценивает деятельность губернаторов.
Помимо этого, новый закон вводит понятие федеральных стандартов оказания услуг - административные регламенты действовать уже не будут. Стандарты установят единые на всей территории России требования к полноте и качеству оказания услуг.
Также по закону федерация будет устанавливать порядки регистрации безработных, выплаты пособий, стипендий, материальной помощи. Таким образом, жители различных регионов России, с различной экономической ситуацией, будут находится в равных условиях, могут рассчитывать на одинаковый объем помощи, по единым нормам и стандартам качества.
РГ: А чем будет заниматься минздравсоцразвития в сфере занятости?
Топилин: Разработкой стратегий, общих программ, выпуском нормативных документов. Работы хватает. Будем думать, как совершенствовать систему выплаты пособий, какие программы организовать для пожилых людей, для инвалидов, просчитывать, нужно ли переходить на страхование от безработицы.
РГ: А что можно усовершенствовать в деле выплаты пособий?
Топилин: Например, существует проблема: по закону люди становятся на учет, им выдается пособие в течение 6 месяцев. Потом наступает период, когда пособие не положено. Тогда безработные снимаются с учета, сразу вновь регистрируются и начинают опять его получать. Мы считаем, что это неправильно и этот вопрос надо урегулировать.
Также будем работать над совершенствованием механизма выплаты пособий тем, кто потерял работу и заработок. Пособие такой категории граждан может быть повышено.
РГ: Проблема трудоустройства людей старше 50 лет тоже острая. Много лет о ней говорят, но изменений пока нет. Как вы будете ее решать?
Топилин: Для пожилых будем разрабатывать отдельные программы. Тем более, что люди старшего возраста достаточно часто хотят продолжать работать. Возможно, разрабатывать для них специальные программы переобучения, проводить специализированные ярмарки вакансий, другие мероприятия. Государство в сотрудничестве с работодателями должны создавать условия для их трудовой деятельности, а также других категорий граждан, которые сегодня не в полной мере задействованы на рынке труда - это инвалиды, родители детей инвалидов, многодетные родители, о которых я уже сказал выше.
РГ: Вы упомянули страхование от безработицы. Уже есть какие-то идеи на этот счет?
Топилин: Финансировать расходы на содействие занятости удобнее из госказны. Сегодня Фонд социального страхования, Пенсионный фонд получают большие трансферты из федерального бюджета. У службы занятости тоже есть опыт страхования от безработицы - до 2001 года. Но в большинстве стран мира работает страховая система. И сейчас весь вопрос - в тарифе. Действующие тарифы соцстрахования не предусматривают выплат пособий по безработице. Их, к сожалению, не хватает даже на то, чтобы компенсировать текущие затраты фондов. Работодатели пока не готовы платить дополнительный тариф, так что это переговорный процесс. Будут расти зарплаты, доходы - можно будет говорить о дополнительных мерах по совершенствованию механизмов защиты от безработицы. Но, я уверен, придет время, когда этот вид страхования появится.
РГ: Сейчас активно обсуждается тема отмены квот на иностранную рабочую силу. Какая позиция у министерства?
Топилин: Мы находимся в постоянном диалоге с Федеральной миграционной службой, которая считает, что от квот надо отказываться. Но квоты - это наше право ограничивать приток иностранцев на рынок труда. Нельзя от этого отказываться, нужно совершенствовать механизмы. Сейчас Минздравсоцразвития прорабатывает с ФМС, как это сделать: как упростить порядок выдачи разрешений на привлечение иностранных работников, как сократить срок рассмотрения заявок.
Другой проблемный момент - работодателям, которые не участвуют в квотной кампании, никто не запрещает принимать иностранцев в рамках квоты. Таким образом, добросовестные работодатели, подавшие заявку, не могут привлечь иностранных работников. К тому же, мигранты, получающие разрешение на работу, устраиваются на любые рабочие места. Такого не должно быть.
И, конечно, в повестке - страхование мигрантов. По пенсионному страхованию вопрос решен: начиная с 2012 года обязательному пенсионному страхованию подлежат иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. По социальному и медицинскому страхованию в отношении временно пребывающих пока законодательных решений нет.
Выдача патентов гражданам, приезжающим работать у физического лица из стран, с которыми у России безвизовый режим, тоже вызывает вопросы. Например, на Северном Кавказе патентов выдано в 4 раза больше, чем разрешений на работу. Где все эти люди, получившие патенты? Чем занимаются? Кем контролируются? Ответов нет. Нужно собирать статистику и готовить решения.
Отдельный сюжет - нелегальные работники, как иностранные, так и российские.
РГ: Эксперты ОЭСР считают, что в России неформально трудятся 4 процента работников.
Топилин: Я думаю, гораздо больше - миллионов семь-восемь. С одной стороны, эти люди получают зарплату, но с другой, они не защищены, они не платят налоги и за них не поступают социальные взносы, хотя различными бесплатными государственными услугами они пользуются. Но платят не они и не работодатель, а бюджет, значит - каждый из нас, кто трудится официально. Так не должно быть, люди должны понимать, что официальное оформление трудовых отношений выгодно для них, это их пенсия, охрана здоровья, здоровья их детей и т.д.
РГ: Как можно бороться с нелегальной занятостью?
Топилин: Есть разные способы. Понятно, что люди работают нелегально не ради собственного удовольствия. Значит, есть проблемы. Например, человек нанимает няню, он должен заключить с ней трудовой договор, зарегистрировать его в органах местного самоуправления, потом вести учет рабочего времен и т.д. Здесь необходима корректировка законодательства, которая бы облегчила процедуры найма и увольнения. Но для начала мы должны понять, кто и где у нас работает, сколько человек заняты в теневом секторе, в каких специалистах мы остро нуждаемся. От этого будет зависеть политика в области занятости.
РГ: Какой у вас прогноз по безработице на 2012 год?
Топилин: В среднегодовом исчислении - до 1,55 миллиона официально зарегистрированных безработных, если в экономике не будет происходить негативных процессов.