Автовладельцы смогут указывать дорожникам на выбоины и контролировать их оперативное устранение.
К лету интернет-ресурс, где можно пожаловаться на плохую трассу или проселочную дорогу, планируют создать общественные организации совместно с исполнительной властью, рассказал вчера "РГ" глава межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов напомнил в беседе с "РГ", что весной прошлого года Дмитрий Медведев на одном из совещаний потребовал довести качество строительства дорог до мировых стандартов, а межремонтный срок полотна увеличить в три раза. Теперь дорожники ищут оптимальные методы, чтобы и деньги можно было сэкономить, увеличив сроки между ремонтами до 12 лет, и качество полотна оставалось высоким.
Кроме перехода на контракты жизненного цикла, когда один подрядчик отвечает и за строительство, и за содержание дороги, а также своевременное финансирование ремонта, которое благодаря созданию дорожных фондов планируется сделать полноценным уже с 2014 года, Росавтодор намерен заказать у научных институтов специальное исследование. Ученые должны выработать методику, которая позволит увеличить межремонтные сроки с 4-6 лет до 12.
Сейчас в соответствии с постановлением правительства на дорогах, находящихся в доверительном управлении госкомпании "Автодор", ремонт проводится один раз в 4-6 лет, а капитальный - с интервалом в 12 лет. При разработке долгосрочных контрактов и контрактов жизненного цикла "Автодор" закладывает нормы, по которым верхние слои покрытия будут восстанавливаться один раз в 5 лет, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 15 лет. Для этого госкомпания разработала жесткие стандарты к щебеночно-песчаным смесям и битумам. Кроме того, на автодорогах, находящихся в доверительном управлении "Автодора", планируется устройство жестких дорожных одежд из цементобетона. При этом верхний слой будет ремонтироваться раз в 15 лет, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года.
Пока же в прошлом году на строительство, ремонт и содержание федеральных трасс было израсходовано 300 миллиардов рублей. Из них на ремонт и содержание - 88 миллиардов рублей. В этом году на содержание и ремонт заложено 112 миллиардов рублей. Причем только 38 процентов из 50 тысяч километров федеральных дорог находятся в нормативном состоянии при существующем нормативе допустимого недоремонта в 25 процентов. То есть 85 процентов дорог должны быть в хорошем состоянии.
Поэтому пока без оперативного заделывания дыр, которые возникают из-за перепадов температур зимой и из-за других погодных катаклизмов, не обойтись. Но Астахов успокоил автомобилистов, заверив, что выбоины будут заделываться не раз в 12 лет. В этом случае никто не будет ждать, когда подойдет срок ремонта. Здесь, конечно, многое будет зависеть и от качества материалов, соблюдения технологий, согласился Игорь Астахов, добавив, что без новых технологий не обойтись. Ведь, по данным дорожников, пока битум даже хорошего качества сохраняет свои свойства только семь лет.